Вопросы автотехнической экспертизы после ДТП - АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Jeep-centre.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вопросы автотехнической экспертизы после ДТП

Автотехническая экспертиза

При расследовании большинства дел о ДТП назначается автотехническая экспертиза. Она, в соответствии с ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности и Российской Федерации» №73-ФЗ от 31.05.2001 г. производится обычно в судебных экспертных учреждениях государственными экспертами МЮ и экспертно-криминалистических подразделений органов МВД. В соответствии со ст. 41 Федерального закона его действие распространяется на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебные экспертами, обладающими специальными знаниями в области науки и техники.

Дорожно-транспортное происшествие – сложное явление, которому сопутствует значительное число разнообразных факторов, и лишь небольшая часть из которых действительно способствовала возникновению и развитию ДТП.

Установить эти факторы, причины их появления, степень воздействий на ход происшествия и, наконец, все это соотнести с действиями лиц, участвовавших в ДТП – задача весьма сложная. Причины ДТП обусловливаются особенностями разных видов автотехники, метеорологическими и дорожными условиями, психологией и физиологией и т. д.

В процессе экспертизы ДТП должен быть решен один из важнейших вопросов — соответствовали ли действия водителя данной дорожно-транспортной обстановке, то есть необходимо выявить, какими требованиями ПДД водитель должен был руководствоваться и выполнил ли он их.

Одним ив важных вопросов, разрешаемых предварительным следствием, уголовным (гражданским) судопроизводством является вопрос о причино-следственных связях. При экспертизе ДТП анализируются все формы связей только с технической точки зрения и на этом основании делаются выводы.

В компетенцию экспертов по анализу ДТП входит разрешение группы вопросов, связанных с установлением отдельных технических параметров дорожной обстановки и ее составляющих, необходимых для выполнения дальнейших исследований. К ним, в частности, относятся:

Определение фактических значений расчетных параметров, входящих в зависимость, с помощью которых выполняется инженерный анализ ДТП (коэффициентов сцепления, сопротивления качению и др. );

Установление траектории и времени движения транспортных средств в процессе ДТП, если это связано с действием сил или их моментов, возникающих при взаимодействии транспортного средства с дорогой или с другими транспортными средствам;

Выявление с места водители условий обзорности и дальности видимости к моменту и во время ДТП;

Выявление обстоятельств дорожной обстановки и ее отдельных составляющих, которые способствовали, либо могли способствовать возникновению или изменению характера ДТП.

В результате проведения автотехнической экспертизы решается одни из важнейших вопросов в расследовании ДТП – имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП, при этом следствие или суд должны указать с учетом всех обстоятельств происшествия, когда возникла опасная обстановка для водителя, то есть при каком взаимном расположении участников ДТП водитель должен был приступить к действиям, предотвращающим происшествие (в частности, к торможению) и какими именно требованиями правил дорожного движения они предусмотрены?

Определение технической возможности предотвращения ДТП следует производить не только по исходным данным органов, назначивших автотехническую экспертизу, но и по данным, полученным экспертом расчетным путем.

По делам о ДТП (при наездах на пешеходов и другие движущиеся препятствия) в постановлении о назначении автотехнической экспертизы (определении суда) должны быть приведены следующие сведения:

1. Дорожные условия: ширина проезжей части и обочин, их материал, состояние (как можно конкретнее); на уклоне или повороте дороги произошел наезд (столкновение), данные о них; дальность видимости (для сумерек и темного времени суток — дальность видимости силуэта в различных режимах освещения);

2. Техническое состояние транспортного средства: состояние тормозной системы и рулевого управлений, шин (подробно о типе и модели шины, давлении в ней, глубине протектора);

3. Полоса движения транспортного средства; расстояние от транспортного средства до места ДТП к моменту возникновения опасной обстановки, данные о месте ДТП о том, на сколько метров продвинулось транспортное средство после наезда (столкновения); о времени движении пешехода (транспортного средства) от момента возникновения опасной обстановки до наезда (столкновений).

При отсутствии следов торможения участников ДТП требуется указать скорость их движения по данным допросов и следственных экспериментов, либо описать деформации транспортных средств, полученных в результате ДТП.

Основные вопросы, решаемые автотехнической экспертизой:

  • Какими требованиями ПДД должны были руководствоваться участники ДТП в данной дорожно-транспортной ситуации?
  • Соответствовали ли действия участников дорожного движения с технической точки зрения требованиям этих правил; имел ли водитель техническую, возможность выполнить эти требования?
  • Какова скорость движения транспортного средства перед началом торможения, исходя из длины и характера следов торможения?
  • Какова должна быть безопасная скорость движения транспортного средства по условиям видимости дороги?
  • Какой остановочный путь имеет транспортное средство (марка, тип) в условиях места ДТП?
  • Какое время необходимо для остановки транспортного средства в данных дорожных условиях?
  • Какова продолжительность времени нахождения пешехода в опасной зоне при соответствующем темпе его движения?
  • На каком расстоянии от места наезда на пешехода находилось транспортное средство в момент возникновения опасности для движения?
  • На каком расстоянии от пешехода находилось транспортное средство, когда водитель фактически приступил к процессу торможения (считая от начала времени реакции водителя)?
  • На каком расстоянии от места наезда находилось транспортное средство в момент появления пешехода в зоне видимости водителя из-за неподвижного препятствия (из-за встречного транспортного средства и т. д. )?
  • Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП, если бы приступил к процессу торможения (считая от начала времени реакции водителя) в момент возникновения опасной обстановки?
  • Имел ли водитель техническую возможность предотвратить наезд на пешехода с момента начала его движения при допустимой (для данных дорожных условий) скорости движения транспортных средств?
  • Pасполагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд на пешехода, движущегося в попутном (встречном) направлении?
  • Успевал ли пешеход выйти из полосы движения транспортного средства в случае своевременного его торможения?
  • Какое расстояние необходимо для заданного поперечного смещения транспортного средства без потери его устойчивости?
  • Возможно ли поперечное смещение транспортного средства без потери его устойчивости на заданном расстоянии?
  • Располагал ли водитель технической возможностью осуществить безопасный объезд (отворот от) неподвижного препятствия?
  • Располагал ли водитель технической возможностью осуществить безопасный объезд (отворот от) пешехода?
  • Определить скорость движения ТС по величине остаточной деформации, полученной при ударе о неподвижное препятствие.
  • С какой безопасной скоростью возможно движение на кривой данного участка дороги без потери устойчивости транспортного средства?
  • Какова должна быть величина безопасного интервала между транспортными средствами при их движении в попутном (встречном) направлении?
  • Какова должна быть безопасная дистанция между транспортными средствами, исключающая столкновение, в случае экстренного торможения впереди движущегося транспортного средства?
  • На каком расстоянии от места столкновения находилось транспортное средство, имеющее преимущественное право на движение, в момент возникновения опасности для движения?
  • На каком расстоянии от края пересекаемой проезжей части дороги находилось транспортное средство в момент смены разрешающего на запрещающий сигнал светофора?
  • Какой сигнал светофора был включен для транспортного средства в момент, когда оно находилось на расстоянии, указанном в исходных данных, от линии установки входного светофора на перекрестке?
  • Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд на стоящее транспортное средство путем его безопасного объезда (отворота) с момента появления последнего в зоне видимости?
  • Располагал ли водитель технической возможностью произвести остановку управляемого им транспортного средства, не выезжая на проезжую часть пересекаемой дороги, с момента загорания запрещающего сигнала светофора?
  • Действия, какого водителя не соответствовали требованиям ПДД с технической точки зрения и могли послужить причиной данного ДТП?
  • Установить экспертным путем, имело бы место столкновение транспортных средств, если бы одно из них не меняло направление движения (с момента возникновения опасности), а продолжало двигаться прямо.
  • Установить экспертным путем, на каком расстоянии от начала следов торможения водитель принял решение о применении экстренного торможения.
  • Каков путь обгона транспортного средства при заданных скоростях движения?
  • Каков путь объезда стоящего транспортного средства при заданной скорости движения?
  • Имел ли водитель техническую возможность остановить транспортное средство с момента вмешательства пассажира в управление автомобиля?
  • Состоятельна ли, с технической точки зрения, версия водителя (пешехода, свидетеля) данной дорожно-транспортной ситуации?
  • Что с технической точки зрения явилось причиной данного ДТП?
Читать еще:  Государственная независимая экспертиза автомобиля после ДТП

Сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП . Техническая автоэкспертиза после аварии

Факторы, способствующие возникновению и развитию дорожно-транспортного происшествия, установить достаточно сложно. Какова причина их появления и степень воздействия на ход событий? Можно ли считать действия лиц обоснованными? Какие расследования необходимо провести, чтобы вынести правильный вердикт и установить виновного? В процессе следствия проводят различные виды проверок, такие как криминалистические, судебно-медицинские, психологические и т.д. Одной из наиболее важных является автотехническая экспертиза (ее также называют техническая или просто АТЭ), которая призвана выявить ущерб, нанесенный авто, оценить повреждения, а значит и объем восстановительных работ.

Определение виновного лица зачастую устанавливается несправедливо, ведь для распознавания механизма всей ситуации необходимы специальные познания. Подобное техническое изучение должно быть доверено профессионалам. Автотехническая экспертиза при ДТП в Ростове-на-Дону, Ставрополе и в других регионах РФ проводится компанией «Эксперт +» с 2009 года. Наши сотрудники обладают обширными знаниями, навыками и хорошим стажем в областях оценки и юриспруденции. Мы часто помогаем успешному раскрытию ДТП, так как установленные экспертами факты порой отвечают на многие вопросы, возникшие в ходе других проверок. Не только картина происшествия, но и ущерб от него устанавливается нашими коллегами.

Сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП

Часто на результатах разбирательства сказывается несвоевременное назначение автоэкспертизы. Ведь специалист может не только оценить ущерб поврежденного транспортного средства и степень сложности ремонтно-восстановительного процесса. Хотя и этот факт является важным для владельцев ТС. Но есть и другие задачи, которые способны решить мастера выполняющие АТЭ. Если при аварии погибли или получили тяжкие повреждения люди, то выявление виновного является первостепенной задачей. Тестирование поможет выявить неисправности деталей или узлов автомобиля, которые могли стать причиной автокатастрофы. Для установления их наличия или отсутствия проводится проверка в несколько этапов. В том числе и доскональный осмотр ТС и его диагностика на специальных стендах.

АТЭ после ремонтных манипуляций

Обращение к спец.работникам может понадобиться и в том случае, если Вы производили установку доп. оборудования на машину или производили другие авторемонтные работы. Если появились сомнения в исправности тех деталей, то лучше обратиться к независимым экспертам, которые проведут освидетельствование. Ведь неисправные узлы или некачественно закрепленные механизмы могут стать источником возникновения аварийной ситуации.

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП представляет собой разновидность автотехнической экспертизы. Данную экспертизу возможно провести как по определению суда или следователя, так и по запросу частного лица. Федеральный закон № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года контролирует деятельность эксперта (или комиссии экспертов) во время проведения оценки состояния машины после аварии. Статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность эксперта, осуществляющего производство автоэкспертизы, за намеренное написание ложного экспертного заключения, а также за осознанную дачу им заведомо ложных показаний во время судебного заседания. Стоимость проведения подобной экспертизы устанавливается определением суда или обсуждается с заказчиком в ходе заключения договора.

Когда может быть назначено производство экспертизы автомобиля после ДТП

Экспертиза состояния автомобиля после случившейся аварии может проводиться в нескольких случаях.

Необходимость в проведении независимой автоэкспертизы после аварии может возникнуть, если заказчик не согласен с суммой нанесенного ущерба, установленной страховой компанией.

Виновник дорожно-транспортного происшествия имеет возможность потребовать проведение независимого осмотра поврежденного транспортного средства, если хочет оспорить стоимость возмещения ущерба, установленную решением суда.

После дорожно-транспортного происшествия автомобиль может быть повреждён настолько, что потеряет свою рыночную стоимость. Владелец пострадавшей в ДТП машины может заказать независимую экспертизу в целях расчёта утраты товарной стоимости автомобиля.

Ещё один повод назначения подобной экспертизы – несогласие с проведенной ранее автоэкспертизой. Проведенное в «Центр по проведению судебных экспертиз и исследований АНО «Судебный эксперт» исследование может подтвердить или опровергнуть выводы, данные экспертами в оспариваемом заключении.

Привлечение эксперта в области автотехнических экспертиз может потребоваться в том случае, когда нужно установить повреждения в автомобиле, вызвавшие аварию. Эксперт-автотехник определяет, присутствовали ли данные повреждения в машине до случившейся аварии, а также выясняет, могли ли обнаруженные им в ходе проведенного осмотра дефекты послужить причинами произошедшего дорожно-транспортного происшествия и мог ли владелец автомобиля заблаговременно их обнаружить и устранить.

Данная автоэкспертиза может быть проведена и для того, чтобы установить стоимость устранения имеющихся повреждений транспортного средства. Эксперты в ходе осмотра устанавливают имеющиеся на автомобиле повреждения и дефекты, а затем рассчитывают цену восстановительного ремонта путем замены неисправных деталей, перекраски машины и т.д. Для данных расчетов может быть привлечен эксперт в области оценочной экспертизы. Деятельность экспертов-оценщиков контролируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Также возможно включение эксперта в состав комиссии экспертов в области инженерно-технических экспертиз для более подробного описания имеющихся дефектов и возможности их устранения.

Возможные дефекты и повреждения автомобиля

В результате случившегося дорожно-транспортного происшествия могут возникнуть следующие повреждения транспортного средства:

  • Дефекты кузова (вмятины, царапины, трещины, следы горения);
  • Повреждения ходовой части (двигателя, тормозной системы, подвески, амортизаторов и т.д.);
  • Повреждение бензобака (при наезде сбоку);
  • Разбитые стекла (лобовое, боковые, заднее, зеркала заднего вида);
  • Повреждения салона (передних кресел, торпедо, заднего ряда, багажника).

В зависимости от тяжести полученных повреждений комиссией экспертов делается вывод о том, может ли транспортное средство быть восстановлено или нет.

Вопросы

Список вопросов, которые могут быть заданы эксперту (или комиссии экспертов) при проведении независимой экспертизы автомобиля после ДТП, формируется в каждом отдельном случае назначения подобной экспертизы судом или заказчиком, зависит от цели предполагаемого исследования. Вопросы могут быть такими:

  • Имеются ли в исследуемом автомобиле какие-либо неисправности (поломки, заводской брак)?
  • Была ли у водителя (владельца) автомобиля возможность заблаговременно обнаружить выявленную поломку (неисправность, заводской брак)?
  • Является ли исправной тормозная система исследуемого автотранспортного средства?
  • Какова стоимость восстановительного ремонта автомобиля?

Методы

При проведении экспертизы машины после аварии эксперт (комиссия экспертов) для ответов на поставленные вопросы использует следующие методы:

  • Изучение предоставленной документации на автомобиль с целью изучения его технических характеристик;
  • Визуальный осмотр поврежденного в результате ДТП транспортного средства с фиксированием всех обнаруженных дефектов и недостатков;
  • Проверка работоспособности автомобиля после аварии (включается ли двигатель, работают ли фары, электроника, возможно ли передвижение на данном транспортном средстве);
  • Расчет стоимости устранения всех обнаруженных в ходе экспертного осмотра дефектов;
  • Подготовка заключения экспертизы состояния автомобиля после ДТП.
Читать еще:  Группа разбора ДТП как доказать свою невиновность

Эксперт-оценщик при расчете стоимости восстановительного ремонта машины использует методы оценочных экспертиз. Согласно Федеральному стандарту оценки (ФСО) №1, выделяются три основных подхода, которыми пользуется оценщик при осуществлении оценки объекта недвижимости: сравнительный, затратный и доходный. Выбор того или иного подхода во время осуществления оценки делает сам эксперт-оценщик, основываясь на предоставленных в его распоряжении материалах и собственном экспертном опыте.

Заключение

Проведение независимой экспертизы автомобиля после ДТП в организации «Центр по проведению судебных экспертиз и исследований АНО «Судебный эксперт» в г. Москва позволит выяснить, какие повреждения автомобиля привели к произошедшей аварии, мог ли владелец машины их заметить до происшествия, а также поможет установить стоимость приведения транспортного средства в рабочее состояние.

Проведение экспертизы по уголовному делу

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Техническая экспертиза автомобиля после ДТП

Целями судебной автотехнической экспертизы являются установление технического состояния транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков и разметок, механизма дорожно-транспортного происшествия (ДТП), психофизиологического состояния водителя и участников ДТП.

Судебная автотехническая экспертиза подразделяется на следующие виды

  1. судебная экспертиза технического состояния транспортных средств (автотехническая экспертиза);
  2. судебная экспертиза механизма ДТП;
  3. судебная автодорожная экспертиза (технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП);
  4. судебная инженерная экспертиза психофизиологического состояния водителя.

Объектами судебной автотехнической экспертизы могут быть как само место ДТП, так и транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, велосипеды, мопеды, автобусы, троллейбусы, трамваи, тракторы, иные самоходные механизмы, их части (узлы, детали, обломки).

Результативность судебной автотехнической экспертизы определяется качеством и полнотой представляемых эксперту материалов, к которым относятся протоколы осмотров места ДТП, подробно иллюстрированные фототаблицами, чертежами, схемами, а также сведения:

  • о состоянии проезжей части дороги, ширине и типе покрытия, наличии тротуаров, обочин, кюветов, наличии и величине ям, выбоин, уклонов и проч.;
  • о техническом состоянии и типе транспортного средства, его загруженности, координатах места ДТП, длине следов колес и их характере;
  • о положении транспортных средств относительно друг друга, о контактировавших частях транспортных средств;
  • о погодных условиях, видимости и обзорности дороги с места водителя;
  • о применении водителем экстренного торможения, о расстоянии, пройденном транспортным средством после появления помехи, в том числе в заторможенном состоянии;
  • о наличии или отсутствии обозначенного пешеходного перехода в зоне видимости водителем участка ДТП, о расстоянии, пройденном пешеходом по проезжей части до места наезда, и о том, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству;
  • о действиях пешехода перед его выходом на проезжую часть (стоял, двигался в том же направлении, резко изменил направление движения); Естественно, все эти данные предоставляются в тех случаях, когда они могут быть установлены следствием или судом без экспертного исследования.

Вопросы, разрешаемые судебной экспертизой технического состояния транспортных средств

  1. Каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов? Соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта?
  2. Исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь)? Если нет, то в чем заключается неисправность? Когда она возникла (до, в момент, после ДТП)?
  3. Повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП? Если да, то каким образом? Каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства?
  4. Находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и проч.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью?
  5. Была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия?
  6. Была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс?
  7. Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать ДТП?
  8. Какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства? Каково качество произведенного ремонта автомашины?
  9. Каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия (комплексно с товароведческой экспертизой)?

Ряд вопросов решается комплексно с участием эксперта-металловеда. К ним относятся следующие.

  1. Вследствие чего произошел излом: удар, усталость металла, дефект изготовления?
  2. Есть ли дефекты в данных узлах или деталях автотранспортного средства?
  3. Соответствует ли материал детали проектно-расчетным и техническим нормам?
  4. Как происходила коррозия металла деталей транспортного средства (равномерно, давно, недавно)?

Судебные автотехнические экспертизы часто смешивают с оценкой повреждений транспортных средств и стоимости восстановительного ремонта. Однако это далеко не одно и то же. Эта путаница обусловлена тем обстоятельством, что многие фирмы, производящие оценку, именуются независимой экспертизой. Как указывалось выше, судебная экспертиза обладает рядом отличительных признаков. Оценка повреждений производится в соответствии с Федеральнымзаконом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Оценка производится вне связи с процессуальной процедурой и оформляется отчетом или актом за подписью руководителя организации, производящей оценку. Этот документ может быть приобщен к делу в качестве письменного доказательства, но никак не в качестве заключения эксперта.

Вопросы, разрешаемые судебной экспертизой механизма ДТП

  1. Каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания) транспортного средства?
  2. Каков механизм развития ДТП от начальной до конечной фазы? Какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной?
  3. За какое время данное транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути? Какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда)? Какова величина тормозного, остановочного пути?
  4. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени? До какого момента у него была эта возможность? Как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД), чтобы иметь возможность вовремя остановить транспортное средство? Какие пункты ПДД нарушены и существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП?
  5. Где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение)?
  6. Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП?
Читать еще:  Как оценивается ущерб при ДТП по ОСАГО

Вопросы, разрешаемые судебной автодорожной экспертизой

Технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП).

  1. Какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги? Каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП?Имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?
  2. Каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей?
  3. Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и т.п.) и других особенностей?
  4. Какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали возникновению ДТП (в том числе отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и проч.)?

Вопросы, разрешаемые комплексной судебной экспертизой

Медицинской, психологической и инженерной экспертизой психофизиологического состояния водителя и других участников ДТП.

  1. Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?
  2. Каково время реакции водителя на появление помехи в данной ситуации?
  3. Мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения ДТП? Мог ли водитель предотвратить ДТП?

Судебные автотехнические экспертизы являются весьма распространенными и выполняются практически во всех государственных экспертных учреждениях, однако многочисленность ДТП и сложность этого рода экспертиз являются предпосылками выполнения большого количества этих экспертиз в негосударственных экспертных учреждениях и частными экспертами. ДТП относятся к числу наиболее частых инцидентов, и для выяснения их обстоятельств, которые необходимы при разрешении споров, особенно теперь, в связи с принятием Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», потребность в подобных экспертных исследованиях существенно возросла.

Рассмотрим случай назначения такой экспертизы по гражданскому делу. Водитель А., управляя автомобилем «ВАЗ-2115», на нерегулируемом перекрестке в результате несвоевременного торможения столкнулся с автомобилем «Ниссан Микра» водителя Ф., двигавшимся справа. В результате осмотра места происшествия сотрудники ГИБДД установили, что видимость у водителя А., управлявшего автомобилем «ВАЗ-2115», была ограничена в условиях сумерек, когда было совершено ДТП, разросшимися кронами лип на перекрестке. Однако в материалах предварительной проверки было указано, что А., заметив автомобиль Ф., не начал своевременного торможения. Поэтому Ф. обратилась с исковым заявлением в суд о возмещении ущерба А. В суде А. утверждал, что начал торможение, как только увидел автомобиль Ф., и ходатайствовал о назначении судебной автотехнической экспертизы, на разрешение которой предлагал вынести вопрос: мог ли А. провести полное торможение автомобиля с места, где он заметил автомобиль Ф.? Эксперт пришел к заключению, что полная остановка автомобиля была невозможна. Ущерб водителю Ф. был возмещен трестом по озеленению, который нарушил соответствующие нормы содержания зеленых насаждений.

«Настольная книга судьи: судебная экспертиза» (Россинская Е.Р., Галяшина Е.И.) («Проспект», 2011)

Вопросы автотехнической экспертизы после ДТП

Судебных экспертиз

Судебная автоэкспертиза – проведение исследования, с целью установления технического состояния автомобиля, либо обстоятельств и механизма совершения ДТП. Судебная экспертиза автомобиля поручается экспертам, имеющим техническое образование, стаж и опыт работы по специальности или в качестве судебных экспертов. Основание для проведения экспертизы — определение суда, в котором указаны вопросы, сроки и особенности ее проведения.

Результаты судебной автоэкспертизы служат доказательством по гражданским и уголовным делам, позволяющие судам разрешать дела полно, всесторонне и обоснованно.

Судебная экспертиза автомобиля назначается судом в случае недостаточной полноты ранее данного экспертного заключения, либо наличием в деле двух противоположных по своим выводам экспертиз.

После проведения судебной автоэкспертизы есть вероятность назначения дополнительной или даже повторной судебной экспертизы, но уже в другом судебно-экспертном учреждении. Данное решение принимает судья самостоятельно, либо по ходатайству участвующих в деле сторон, при наличии достаточных на то оснований.

Чаще всего судебная экспертиза автомобиля назначается при разрешении споров пострадавшего в ДТП владельца автомобиля и страховой компании, в которой застрахована гражданская ответственность участников ДТП. Так же, судебная автоэкспертиза назначаеся при спорах о сумме ущерба между потерпевшим и виновником ДТП свыше страхового возмещения — т.е. более 120 000 рублей.

Какой порядок проведения судебной экспертизы автомобиля?

Предпосылки обращения в суд

В большинстве случаев, Страховая компания поручает проведение автоэкспертизы в «карманные» организации, с которыми у нее заключен договор. Следовательно, рассчитанная сумма восстановительного ремонта по калькуляциям подобных организаций занижена более на 50-70% и на ремонт автомобиля этих средств будет недостаточно.

Получив отказ в выплате, либо значительно заниженную выплату, Вы начинаете искать «Независимую» организацию, которая проведет автоэкспертизу в соответствии с законодательством и реальными ценами на ремонт. Заключение автоэксперта будет соответствовать нормативам и суммы по калькуляции будет достаточно для ремонта автомобиля. Как правило, рассчитанная независимыми автоэкспертами сумма восстановительного ремонта превышает страховую выплату в два или три раза.

Оказавшись недовольным выплаченной денежной суммой вы подаете исковое заявление о взыскании ущерба после дтп в суд.

В материалах гражданского дела о возмещении ущерба, причиненного вследствие ДТП, как правило, появляется две экспертизы — одна, предоставленная страховой компанией, другая — истцом. На основании данного факта юрист страховой компании может ходатайствовать о проведении третьей судебной экспертизы, либо данное решение принимает самостоятельно судья. Как правило, при гарантии оплаты ответчиком — страховой компании, суд удовлетворяет ходатайство о назначении судебной автотехнической экспертизы. Но не во всех случаях. Несмотря на это, не стоит переживать, т.к. судебные эксперты считают аналогичную независимой оценке истца сумму ремонта, незначительно отличающуюся по сумме.

Судебная экспертиза автомобиля при отсутствии возможности осмотра поврежденного автомобиля — в связи с продажей автомобиля, выполненным его ремонтом и т.д., может быть проведена без исследования транспортного средства, по предоставленным материалам, фотографиям и документам судебного дела.

При назначении судебной экспертизы судья поручает проведение исследования действительно в независимые организации, не связанные со Страховой компанией. Расчет причиненного ущерба производится качественно и объективно в разумные сроки. Расходы по оплате за проведение судебной экспертизы будут возложены на Страховую компанию, либо на истца, но будут учтены при окончательном решении по делу — взысканы с проигравшей стороны по делу в пользу истца.

Внимание! Результаты судебной автоэкспертизы являются приоритетными при разрешении дела, но не окончательными. Решение судья принимает на основании внутренных убеждений и основываясь на предоставленных доказательствах, имеющих юридическую силу.

«Лаборатория Экспертных Исследований» является независимой автономной коммерческой организацией, в штате которой присутствуют эксперты различных специальностей, имеющих высшее образование, аккредитацию, стаж и опыт работы по специальности и в качестве судебных экспертов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector