Как сами водители влияют на надежность машины? - АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Jeep-centre.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сами водители влияют на надежность машины?

Обязательный техосмотр для личных авто предложили отменить

Эту процедуру при соответствующих стимулах можно сделать добровольной, считают в МВД

Систему технического осмотра автомобилей предложили радикально реформировать, сделав его необязательным для легковых автомобилей и мотоциклов физических лиц. Для желающих всё же пройти техосмотр можно предусмотреть льготы по оплате транспортного налога или полисов ОСАГО. Об этом 15 июля сообщил начальник ГУОБДД МВД России Михаил Черников. «Парламентская газета» выслушала мнения законодателей и экспертов.

Систему ТО скомпрометировала нерасторопность на местах

Инициатором отмены обязательного техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов физических лиц выступило МВД. Соответствующее предложение ведомство уже направило в кабмин.

Такое решение, отметили в МВД, принято в том числе по результатам мониторинга доступности технического осмотра в России.

Так, в ряде регионов нет достаточного количества пунктов ТО. А тарифная политика на такие услуги оказывает негативное влияние на развитие рынка техосмотра, сообщили в ведомстве.

Если инициатива будет принята, ТО в России станет добровольным. Тем же, кто согласится протестировать свой автомобиль, обещаны льготы.

«Такими мерами могли бы стать понижение ставки транспортного налога, а также снижение стоимости полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», — сказал Михаил Черников.

Автомобиль в России техосмотр не тянет

Добровольный техосмотр — это правильное решение с учётом состояния автопарка России. Объективно говоря, большинство машин в нашей стране не могут пройти технический осмотр, считает координатор Общества синих ведёрок Пётр Шкуматов.

«Учитывая текущее положение дел, когда средний возраст автомобиля в России составляет 14 лет, а требования, которые выдвигаются техосмотром, рассчитаны на новые машины, многие водители просто не могут пройти эту процедуру», — сказал Пётр Шкуматов «Парламентской газете».

А вот к состоянию коммерческого транспорта — грузовиков, автобусов, машин каршеринга — требования, наоборот, надо повышать, считает Шкуматов. Например, тяжесть последствий от аварий с участием грузовика в разы выше, чем с участием легкового автомобиля, пояснил эксперт.

Читайте также:

Культурный водитель — безопасные дороги

Отмена обязательного технического осмотра личных автомобилей — долгожданная мера, которая не должна негативно отразиться на безопасности на дорогах, сказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков.

При этом необходимо повышать ответственность для водителей за выезд на неисправном авто, считает депутат. «Строже должны отвечать водители, которые отказались от прохождения ТО и по этой причине произошло ДТП, особенно если пострадали люди», — считает Лысаков.

Впрочем, в самом МВД, похоже, рассчитывают на сознательность водителей. Как пояснили в ведомстве, авто- и мотовладельцы должны сами исключать из эксплуатации технически неисправное транспортное средство, вне зависимости от того, прошло оно техосмотр или нет.

Реформа системы технического осмотра автомобилей в России потребует длительного времени, считает председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР). А главным итогом таких изменений должно стать формирование новой культуры водителей, уверен депутат.

«Когда мы говорим, что водитель должен осознавать опасность управления неисправным автомобилем, речь идёт не об обязательном нормативном регулировании «сверху», а о долгом, но более действенном процессе формирования культуры ответственности и самостоятельного восприятия автовладельцами любых рисков. Даже если не заставляют — задумываться о последствиях. И не только финансовых», — отметил Нилов в своём Telegram-канале.

Рейтинг лучших автомобилей для дрифта

Как спорт дрифт впервые появился в Японии. Изначально соревнования по управляемому заносу проводили на закрытых трассах, так как этот манёвр был запрещён к применению на дорогах. Первые энтузиасты дрифта перенимали приёмы у пилотов ралли, которые проходили повороты по инерции на высокой скорости. Это позволило совершенствовать результат скорости прохождения трасс. Водители соревновались между собой, а заезды становились всё более напряжёнными с каждым годом.

Соревнования по дрифту проводятся по всему миру — начиная от любительских, небольшого масштаба, заканчивая официальными состязаниями в разных странах. Мастерство управляемого заноса участники соревнований показывают на извилистых трассах, которые могут быть покрыты асфальтом, грунтом или даже льдом.

Характеристики автомобиля для дрифта
Существуют мнения, что для выполнения лучшего управляемого заноса необходима высокая скорость, но это не так — скорость является лишь одной из множества составляющих дрифта. Изначально водители сами модернизировали свои автомобили для этих нужд: облегчали вес кузова, переустанавливали подвеску и тормозную систему и прочее. Со временем крупные производители машин начали выпускать специальные модели для дрифта. Одними из первых это сделали Nissan и Toyota, которые стали классикой в этой нише и до сих пор занимают первые места в рейтингах. Такие автомобили не нуждаются в дорогом оснащении или специальных технологиях, поэтому дрифт является одним из самых доступных автомобильных видов спорта.

Привод
Один из важнейших критериев для выполнения управляемого заноса — ведущая задняя ось у автомобиля. Среди профессионалов дрифта также распространены модели с полным приводом. Дрифт на переднем приводе возможен только при грамотном использовании ручного тормоза, но он является менее эффектным.

Двигатель
Для совершения эффектного управляемого заноса двигатель должен иметь большое количество лошадиных сил. От этого зависит крутящий момент и эффект избыточной подворачиваемости, который обеспечивает водителю больше времени для корректировки автомобиля с помощью руля. Многие профессиональные машины оснащаются турбированными моторами. При этом двигатель должен быть устойчив к повышенным нагрузкам и высокой температуре — при дрифте он буквально работает на износ.

Оптимальным расположением двигателя считается классическое переднее. Так при вхождении в поворот передние колёса имеют лучшее сцепление с дорожным покрытием, позволяя точнее управлять машиной.

Блокировка заднего моста
Все профессиональные автомобили для дрифта имеют функцию блокировки задних колёс. Именно срыв ведущей оси обеспечивает эффектный занос.

Кузов
Небольшой вес автомобиля — залог успешного дрифта. Лёгкая машина лучше входит в занос и управляется. Для компенсации малой прочности лёгкого кузова салон оборудуют шеститочечным каркасом, который обеспечивает водителю безопасность на случай аварии. Многие автолюбители заменяют металлические детали на углепластиковые, а лишние агрегаты убирают вовсе.

На эффектное выполнение дрифта влияет не только вес, но и длина кузова. Оптимальными моделями для управляемого заноса считаются те, которые имеют длинную колёсную базу. Это также повышает контроль при резкой смене направления езды.

Для повышения устойчивости на дороге автомобиля для дрифта должен иметь низкий дорожный просвет. Аэродинамический эффект «прибивает» машину к поверхности.

Отдельно стоит упомянуть сидение в автомобиле. Хорошее кресло водителя позволяет лучше чувствовать машину и дорогу, повышая точность управления.

Подвеска
Для лучшей устойчивости и уменьшения крена необходима низкая и довольно жёсткая подвеска. Она обеспечивает больший контроль. Также имеет значение распределение веса на осях — наилучшим считается 40 и 60% на переднюю и заднюю соответственно, но этот параметр можно настроить индивидуально. Профессионалы дрифта рекомендуют приобрести специально созданную для этих нужд подвеску, так как она сочетает в себе все необходимые качества. Как правило, подвеска для дрифта имеет высокую цену.

Читать еще:  Куда в жару лучше направлять кондиционер в машине

Тормоза
Для экономии средств некоторые начинающие водители приобретают подержанный автомобиль, сразу начиная практиковать дрифт. Не лучшее решение, так как тормозные колодки могут быть стёрты. Старые тормоза не являются помехой для обычной езды, но в заносе, на предельных оборотах, они заставляют водителя рисковать жизнью.

Тормозные диски всегда должны быть в приемлемом состоянии. Также рекомендуется устанавливать агрегаты с большим диаметром и функцией вентиляции, чтобы избегать перегревания. Рекомендуется заменить обычные шланги на армированные. Что касается тормозной жидкости, то нужно использовать синтетическую.

Шины
Покрышки для дрифта должны иметь повышенную устойчивость к износу. Также необходима высокая устойчивость и возможность работы в условиях высоких нагрузок.

Рейтинг лучших автомобилей для дрифта
Машины, специально предназначенные для выполнения управляемого заноса, стали появляться в восьмидесятых годах. Nissan и Toyota до сих пор пользуются самым высоким спросом, в рейтингах полностью занимая десятку лучших год за годом. Также внимания достойны автомобили Honda, Mitsubishi и Subaru. В наше время лучшие машины для дрифта — те, которые имеют мощный турбированный двигатель, кузов из углепластика и качественные подвеску и тормоза. Они могут иметь полный или задний привод.

Toyota Mark II
Открывает десятку лидеров рейтинга японский автомобиль 1968 года выпуска. Изначально модель создавалась для бизнесменов — легендарное японское качество и надёжность, солидный дизайн и богатое оснащение. В то же время Mark II получила распространение среди любителей дрифта, так как имела ряд важных свойств:

Тормоза с вентилируемыми дисками на всех колёсах;
Полный привод;
Мощный двигатель. Лучший в линейке имел объём 2,5 литра, 280 лошадиных сил и турбонаддув;
Доступная цена на вторичном рынке.

Автомобиль пользуется спросом у любителей дрифта и по сей день.

Toyota Soarer
Купе выпускалось с 1981 года и являлось родственником Mark II. Любителям дрифта модель пришлась по вкусу из-за её характеристик:

Широкое ходовое оснащение — антиблокировочная система, стабилизатор, круиз-контроль, пьезо-подвеска;
Мощный двигатель объёмом до 4 литров и мощностью до 260 лошадиных силы;
Длинный и лёгкий корпус, который особенно хорошо проявлял себя в кузове кабриолет;
Доступная цена на вторичном рынке. Так, Soarter можно приобрести за 8000 долларов даже сейчас.

Некоторые модели оснащались активной пневматической подвеской, что повышало устойчивость на дороге и снижало крен. Также автомобиль имел отличный крутящий момент, задний привод и пятиступенчатую механическую коробку передач. Все эти свойства позволили Soarter расположить к себе любителей дрифта — автомобиль до сих пор считается отличным выбором.

Toyota Altezza
Автомобиль также известен как Lexus IS. Выпускается с 1998 года. Для любителей дрифта примечательным стало уже первое поколение — в отличие от предшественников, Altezza имеет задний привод. Модель также комплектовалась шестиступенчтатой ручной коробкой передач и двигателем мощностью 160 лошадиных сил, который выдавал отличный показатель крутящего момента. Второе поколение автомобиля получило мотор мощностью 208 л. с. и 6 АКПП. Пригодность для дрифта обусловлена следующими причинами:

Лёгкий корпус, коробка передач с 6 ступенями, улучшенное рулевое управление и задний привод обеспечивали отличную устойчивость и управляемость на дороге;
Мощный штатный двигатель мог быть с лёгкостью заменён на аналог от Supra, который, в свою очередь, имел 280 л. с.;
Altezza легко ремонтировалась. Агрегаты были простыми, доступными и взаимозаменяемыми с большинством продукции Toyota.

Toyota Supra
Модель выпускалась с 1979 года и изначально была ориентирована на спортивное применение, поэтому быстро прижилась и среди любителей дрифта. Линейка разрабатывалась как ответ Nissan и им долго удавалось удерживать лидирующую позицию в сегменте. Supra могла оснащаться двигателем на 280 лошадиных сил, который имел отличный показатель крутящего момента. Задний привод, лёгкий кузов формата купе, актуальное оснащение и доступность в эксплуатации делают модель востребованной по сей день, причём не только для дрифта.

Nissan 350Z
Этот автомобиль — представитель одного из поколений линейки Nissan Z — спорткаров в кузове купе с задним приводом. Модель пришлась по вкусу гонщикам в сегменте дрифт, так как имела:

Длинный кузов с вытянутым капотом, который в сочетании с небольшой массой машины обеспечивал эффектный управляемый занос;
Двигатель объёмом 3,5 литра и мощностью 350 лошадиных сил, а также 5 АКПП и 6 МКПП на выбор;
Отличный баланс веса, который достигается специальным расположением двигателя, формой кузова и отсутствием лишних деталей. Он также повышает управляемость.

Автомобиль стал одним из культовых представителей моделей для дрифта.

Mazda RX-7
Эта линейка — первая и единственная, которая оснащалась двигателем Ванкеля, созданным по роторно-поршневой системе. Преимуществами такого мотора являются меньший размер и вес по сравнению с обычными агрегатами, возможность работы с высокими оборотами и отличная удельная мощность. Лучший двигатель имеет 280 лошадиных сил. Вкупе с небольшим весом и хорошим оснащением салона автомобиль стал востребован среди спортсменов, в том числе для дрифта.

Nissan 180SX
Автомобиль выпускался с 1989 по 1998 год. Изначально имел двигатель объёмом 1,8 литра и мощностью 175 л. с., но вскоре получил новый турбированный агрегат на 2 литра и 205 л. с. Автомобиль оснащался системой управления всех четырёх колёс, лёгким продолговатым кузовом и отличной динамикой. Модель пришлась по вкусу любителям дрифта — Nissan 180SX стал рекордсменом соревнований D1 Grand Prix и D1 Street Legal.

Toyota AE86
Спортивное купе было представлено в 2011 году. Модель является родственником Corolla GT AE86. Спортсмены сегмента дрифт полюбили автомобиль за его свойства:

Низкий центр тяжести, максимально удалённое к задней оси сидение водителя и двигатель позволили добиться оптимальной развесовки;
Мощный двигатель и специальная подвеска, которые позволили компенсировать большой вес автомобиля и придать ему манёвренности.

Модель отлично подходит для дрифта и занимает третье место в рейтинге.

Nissan Skyline
Линейка была основана в 1957 году и сейчас имеет 13 поколений автомобилей. Производство начиналось с компактных городских автомобилей, но переросло в выпуск спортивных, которые, к тому же, стали востребованы для дрифта. Наиболее примечательно последнее поколение в кузове купе, которое имеет задний привод, двигатель мощностью до 500 лошадиных сил и высокотехнологичную подвеску.

Nissan Silvia
Линейка начала своё существование в 1964 году как спортивный автомобиль. Машины выпускались до 2002 года в кузове купе и родстер. Модель стала самой востребованной для дрифта за всё время, занимая первое место в рейтинге 2015 года. Седьмое поколение имеет:

Встроенный каркас безопасности;
Возможность заменить двигатель, подвеску и тормозную систему, сделав автомобиль более подходящим для дрифта. Так, мотор имеет мощность до 500 л. с.;
Систему управления двигателем.

Читать еще:  Что делать, если в дороге укачивает?

Автомобиль в комплектации Spec R стал победителем множества чемпионатов, заслужив статус лучшего.

Итог
Дрифт — официальный во многих странах вид спорта, в котором лучшего пилота выделяет его умение входить в управляемый занос. Разумеется, для наиболее зрелищного дрифта нужен отличный автомобиль, который соответствует всем требованиям ниши.

Переоборудование автомобиля. Что ответить инспектору?

Я недолюбливаю тюнинг. Но из практических соображений и на моем автомобиле в редких случаях могут появиться доработки. К примеру, не так давно я установил светодиодные дневные ходовые огни. Купил в интернете, подключил в сервисе, все документы в порядке, и, соответственно, ни о какой регистрации в ГИБДД даже не задумывался, поскольку как правозащитник и преподаватель автошколы я заведомо искал огни с полным комплектом нужных сертификатов.

В противном случае на кону госномера, ведь внесение изменений в конструкцию может повлечь абсолютно законное аннулирование регистрации. Но, как показывает жизнь, даже при наличии всех необходимых бумаг исход встречи с ГИБДД будет зависеть лишь от того, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, а также права и обязанности инспектора.

Итак, первое, что нужно запомнить. Приоритет перед всеми нормативными актами в области внесения изменений в конструкцию у нас имеют положения Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств » (далее для простоты — ТРТС). А он говорит нам, что все, из чего состоит автомобиль, делится на компоненты и на предметы оборудования. Компоненты напрямую влияют на безопасность, поэтому в регламенте прописаны жесткие требования почти к каждому из них, а предметы оборудования попадают под действие регламента только в тех редких случаях, когда и они затрагивают эту сферу.

Дневные ходовые огни, как и любые другие устройства освещения, — это компоненты. И действия с ними (пункт 2 ТРТС) всегда трактуются как внесение изменений в конструкцию (пункт 6 ТРТС), то есть водитель, по идее, обязан пройти полную процедуру оформления доработок в ГИБДД, включая две техэкспертизы и техосмотр, что потребует множество времени и средств. Однако есть два исключения, они прописаны в пункте 77 регламента.

Первое исключение имеет силу, когда руководство по эксплуатации автомобиля разрешает без согласования с какой-либо инстанцией устанавливать некоторые компоненты. Например детское кресло. В регламенте оно упомянуто именно как компонент транспортного средства, однако водители имеют право устанавливать и снимать его самостоятельно без каких-либо претензий со стороны ГИБДД.

Второе исключение касается компонентов, не просто предназначенных для данного транспортного средства, но и прошедших в составе с ним полную оценку соответствия требованиям ТРТС, — то есть сертификацию. Скажем, вы захотели поменять изношенный двигатель на аналогичный новый. Если это серийный мотор и к нему прилагается соответствующий сертификат, то можно просто провести работы на сервисе и, минуя все техэкспертизы, отправляться прямо в ГИБДД для изменения данных в паспорте транспортного средства.

Естественно, прежде чем давать такие рекомендации, я изучил судебную практику. Вот здесь можно найти решение Самарского областного суда, которым подтверждено право некоего автовладельца установить на свою Ладу Приору новый двигатель с соответствующим сертификатом без согласования и разрешения от ГИБДД. Причем решением суда отказ в регистрации автомобиля с новым двигателем признан незаконным, и далее говорится об обязанности ГАИ совершить регистрационные действия.

Именно такой сертификат на ходовые огни и лежит у меня в бардачке, а это значит, что ни до, ни после установки мне не нужно проходить с ними проверку на соответствие требованиям ТРТС — за меня это уже сделал изготовитель.

Но, как показывает практика, инспектор все равно, завидев светодиодные лучи моей машины, может остановить меня со словами: «Товарищ водитель, вы самостоятельно установили световые приборы! Вам штраф — 500 руб лей . Вы обязаны через неделю явиться в ГИБДД, показать автомобиль без огней, иначе мы аннулируем регистрацию. И вообще, я требую, чтобы вы прекратили нарушение! Если поймаю с огнями через неделю — пойдете под арест на 15 суток за невыполнение моих законных требований!» Еще и такую вот бумагу выпишет со всеми своими требованиями.

Во-первых, мне достаточно сказать, что я все требования закона и соответствующего регламента выполнил с точностью до запятых и пробелов. Если инспектор не предоставил доказательств моей вины и начал портить мне жизнь, то все деньги, которые я вынужден буду потратить на доказательства моей невиновности, я потом истребую с казны РФ. А позже напишу заявление в прокуратуру, что незаконные действия нанесли ущерб государству, а потому подлежат возмещению из кармана инспектора, — об этом говорят статья 1081 Гражданского кодекса и постановление Верховного суда. Да, это путь долгий и трудный, однако это единственный способ убедить инспектора в том, что его начальство может отдавать любые приказы, но в конечном итоге инспектор за их выполнение выплатит неустойку из бюджета своей семьи.

Во-вторых, требовать прекращения правонарушения инспектор может, вот только требовать немедленно. Не дает ему закон «О полиции» права отпускать водителя и далее нарушать ПДД. И если он нарушителя отпускает, то выходит за рамки предоставленных ему полномочий: грозить арестом в будущем, имея возможность прекратить нарушение в данный момент, — непроходимая глупость.

Допустим, хулиган избивает девушку. Полиция его останавливает, выписывает требование «прекратить избивать девушку» и уезжает. Аналогия полная. Если водитель, тронувшись с места, уже нарушил ПДД, тем более имея в кармане письменное требование инспектора ни в коем случае этого не делать, то ни о каком предоставлении времени на прекращение правонарушения речи идти не может!

Потому, получив бумагу, я зачеркну в заголовке слово «Требование», исправлю его на «Чистосердечное признание» в умышленном манипулировании норм закона «О полиции», а также подробно объясню инспектору, в каком месте он глубоко заблуждается.

Кстати, в КоАП нет упоминания о «Требовании прекратить правонарушение» в отношении физических лиц — о нем говорится только применительно к организациям и должностным лицам. Статья 29.13 КоАП и ч.4 ст.13 закона «О полиции» в этом соответствуют друг другу.

В-третьих, если мне пригрозят отменой регистрации и потребуют за десять дней исправить конструкцию и пригнать машину на осмотр, я отвечу, что никаких доказательств своей вины или своей невиновности я никому предоставлять не должен. И ездить куда-либо не обязан. Все действия, которые инспектор в рамках административного дела может предпринять, записаны в главе 27 КоАП и со ссылками на нее переписаны в «Административный регламент ГИБДД» — документ, который в соответствии с законом «О полиции» определяет порядок реализации прав полицейского на дороге. Если инспектор выходит за рамки «Административного регламента», то он нарушает требования закона «О полиции».

Читать еще:  Тест-драйв бугатти вейрон

Если инспектору очень хочется, пусть начинает административное расследование, а там посмотрим…

К тому же по закону ГИБДД имеет право прекратить регистрацию автомобиля и без всякого десятидневного «испытательного» срока и дополнительного осмотра — необходимо только, чтобы постановление о правонарушении по ч.1 ст.12.5 КоАП со ссылкой о внесении изменений в конструкцию вступило в силу.

Естественный вопрос: если все так просто, то почему ГИБДД сплошь и рядом выписывает подобные требования? Почему автомобилисты в судах получают штрафы и аресты? Почему прекращается регистрация?

Да потому что о тонкостях законодательства мало услышать. Необходимо всегда иметь под рукой ссылки на законы, правила, регламенты, постановления судов, чтобы уметь отстоять свои права. Ну или обладать достаточными средствами, чтобы это сделал квалифицированный адвокат.

Возьмем «чисто пацанский автомобиль», на котором без тонировки «в ноль» ездить «не солидно». Останавливают такого мальчика, вручают ему требование удалить тонировку, грозят пальчиком. Он что, разбирается в тонкостях законодательства? Его через неделю потащат к судье за то, что он продолжает ездить с тонировкой. Что мальчик может сказать судье? Где он найдет средства на адвоката? Этим и пользуются.

В итоге получается, что вместо законных прав и обязанностей у нас работают понятия и обязанности. Обязанности — для водителей, понятия — для чиновников. Как недавно выразился бывший кремлевский социолог Симон Кордонский: «Чиновники могут выбирать из сотен разного рода нормативных актов именно те, которые им сейчас нужны. Те, что наиболее выгодны в рамках системы понятий, в которой этот чиновник живет».

Но я думаю, что, зная закон, любого чиновника можно поставить на место.

Надёжность водителя и факторы, на неё влияющие

Надёжный водитель с точки зрения безопасности движения — это водитель, реально сопоставляющий свои возможности и возможно­сти управляемого автомобиля во взаимосвязи со складывающейся ситуацией, обусловленной действиями других участников движения, дорожными и погодными условиями.

Надёжность водителя определяется его умением выбирать безо­пасные режимы движения, точно реализовывать выбранный план действий, а в случае возникновения нештатных дорожно­транспортных ситуаций выходить из них с максимально возможной надежностью. Эти навыки и умения водителя формируются в про­цессе обучения и в течение последующего периода приобретения опыта. Но они не являются постоянными на протяжении даже рабо­чих суток.

Можно выделить четыре основные составляющие надёжности водителя [36]:

■ профессиональная — наличие опыта, совокупность навыков управления автомобилем, позволяющих реализовать наиболее ра­циональные приёмы обеспечения безопасности в любых условиях движения, в том числе опасные и критические ситуации;

■ медицинская — отсутствие заболеваний, симптомы (проявле­ния) которых могут привести к потере контроля автомобиля в про­цессе движения,

■ психофизиологическая — комплекс личностных качеств во­дителя (свойства нервной системы, память, время реакции, качества внимания и т. п.), недостатки которых могут вызвать потерю време­ни в условиях его дефицита, например в опасной ситуации, или при­вести к ошибкам в принятии решений на основе свойства антиципа­ции либо к их исполнению,

■ социально-психологическая — совокупность личностных ка­честв человека (уровень общей культуры, чувство ответственности, дисциплинированность и т. п.), определяющих характер поведения на дороге, представляющей собой своеобразную социальную среду.

Отметим следующие факторы, отрицательно воздействующие на надёжность водителя [37]:

• устойчиво повышающие подверженность опасности, несчастным случаям и травмам:

— функциональные изменения в нервной системе или других органах,

— различные изъяны органов чувств,

— нарушение связи между сенсорными и двигательными центрами отделов нервной системы,

— согласованность координации движения,

— врожденные свойства нервной системы (слабость и инертность),

— неудовлетворенность своей работой,

— отсутствие интереса к работе;

• временно повышающие подверженность опасности: недос­таточная профессиональная подготовленность, отсутствие свойства антиципации, неосторожность, информационные помехи, функцио­нальное состояние (физическое, психическое, эмоциональное).

Причины, влияющие на снижение надёжности водителей, так или иначе связаны с её составляющими. Например, неумение води­теля безопасно управлять автомобилем чаще всего обусловливается его низкими психофизиологическими качествами, болезнью, чрез­мерным утомлением, стрессовым состоянием и т. п. Причинами не­желания водителя безопасно управлять автомобилем являются низ­кий уровень культуры и правосознания, агрессивность, безответственность, склонность к употреблению алкоголя, наркоти­ков и пр. Незнание водителем правил безопасного управления авто­мобилем связано, скорее всего, с тем, что у него имеются пробелы в знаниях Правил дорожного движения, устройства автомобиля, основ безопасности движения.

Наконец, причиной неумения безопасно управлять автомобилем является недостаточное профессиональное мастерство водителя, в частности, неправильно сформированные навыки или потеря тако­вых [38].

Водитель должен постоянно контролировать себя. Если он заме­чает, что регулярно становится виновником опасных ситуаций, ему следует либо пересмотреть своё поведение на дороге, либо отка­заться от управления транспортным средством.

Склонность к риску как один из показателей социально­психологической устойчивости в сочетании с мотивами деятельно­сти оказывает решающее влияние на степень риска при принятии решений водителем. Часто бывает, что «приемлемый» для водителя уровень риска в дорожном движении может оказаться неадекватным его техническому мастерству и дорожно-транспортной ситуации.

Основными факторами, определяющими безопасность труда во­дителя, являются пригодность к управлению автомобилем, подго­товленность, работоспособность.

Пригодность водителя устанавливается путём его медицинского освидетельствования. Однако при медосвидетельствовании нельзя получить точных данных, позволяющих судить о способностях бу­дущего водителя. К таким данным относятся особенности воспри­ятия, способность человека к теневой и световой адаптации, качест­ва внимания, психомоторной реакции и др. Поэтому вопрос о профессиональной пригодности водителя должен решаться в про­цессе профессионального отбора.

Подготовленность водителя включает в себя не только понятие об уровне сформированных профессиональных навыков вождения автомобиля, но и понятие о психологической устойчивости, т. е. о целенаправленном формировании у водителей профессиональных способностей, психических свойств, обеспечивающих успешность работы в любых условиях (эмоциональная устойчивость в критиче­ских ситуациях, развитие волевых качеств, организация внимания при выполнении маневров, оперативное мышление и память, готов­ность к предотвращению ДТП и др.) [40].

Подготовленность водителя проявляется в умении предвидеть будущее на основе свойства антиципации, не теряться, а решительно
действовать в аварийных ситуациях, исход которых зависит не толь­ко от опыта водителя и его стажа, но и от специальных навыков. Та­кие навыки можно приобрести на автотренажёрах, на которых отра­батываются автоматические движения для самых разных ситуаций. Также надо не забывать о свойстве человека — свойстве антиципации — представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действий.

В большей степени профессиональная надёжность водителя определяется работоспособностью, и именно этот фактор рассмотрим подробнее.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector