Почему транспортный налог зависит от мощности двигателя - АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Jeep-centre.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему транспортный налог зависит от мощности двигателя

Транспортный налог: от чего зависит и как платить меньше

Два водителя из Брянской области и Москвы купили одинаковые Lada Vesta. Легковушки ничем не отличаются: у них одинаковый объем двигателя и комплектация. Владельцам машин пришел транспортный налог за 2020 год. Но суммы в уведомлениях от налоговой оказались разные: один должен заплатить около 2000 руб., а другой на 700 руб. больше.

Разница в сумме — из-за ставки налога, которую каждый регион определяет сам. А если бы у них были Mercedes-Benz (612 л. с.), то разница оказалась еще ощутимее: порядка 92 000 руб. для жителя столицы против почти 80 000 для автолюбителя из Брянской области. А водитель из Ненецкого автономного округа заплатил бы почти в три раза меньше (30 000 руб.) Ведь ставка за одну лошадиную силу в основном зависит от мощности транспортного средства.

Поэтому в одних регионах покупать мощные машины выгоднее, а в других это встанет «в копеечку».

Из этого вытекает вопрос: зачем платить много в своем регионе, если налог в соседней области ниже. Но нельзя поставить машину на учет там, где вздумается. Владелец ТС может обратиться в любое подразделение ГИБДД, но номера (с утвержденными налоговыми ставками) ему выдадут того региона, где собственник машины прописан. Конечно, в теории можно сменить место регистрации, чтобы получить более выгодную ставку. Но на это пойдут далеко не все, да и штрафы будут приходить по новому адресу. Сергей Тимошенко, адвокат ЮК Юридическая компания «Генезис» Юридическая компания «Генезис» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения × , предостерегает, что если водитель не зарегистрирован на «Госуслугах», то он будет пропускать 50% скидку при быстрой оплате. Получится сомнительная экономия.

Зато при покупке машины разумно обращать внимание на размер транспортного налога в своей области. В некоторых случаях из-за изменения мощности всего на одну лошадиную силу ставка может увеличиваться в разы. Тимошенко объяснил ситуацию на примере кроссовера Volvo XC60. При одном и том же объеме двигателя у разных модификаций авто будет разная мощность (от 249 до 254 л. с.). Первый попадает в группу «до 250», а второй — в ту, что выше. Платить транспортный налог обладатели одинаковых иномарок в одном регионе будут по-разному. Если они прописаны в Московской области, то для первой модификации (249 л. с.) ставка составляет 75 руб. за каждую лошадиную силу, то есть в общем за год он заплатит 18 675 руб. Для второй ставка уже 150 руб., итоговая сумма возрастает до 38 100 руб.

Ольга Турунина, юрист ЮБ Легес Бюро Легес Бюро Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × , рекомендует следить за тем, чтобы мощность в ПТС отражала реальное положение дел. Например, в документ по ошибке могут внести большую цифру или мощность может уменьшиться из-за износа автомобиля. Чтобы попасть в другую «группу по ставке», нужно провести независимую техническую экспертизу. Она может подтвердить несоответствие. После этого нужно перерегистрировать авто, а потом уведомить налоговую об изменениях. Турунина говорит, что некоторые представляют ложные справки об уменьшении мощности. Она считает, что обман рано или поздно вскроется, поэтому лучше действовать законными способами.

За роскошную машину платят больше

Конечная сумма налога зависит не только от мощности машины. В 2017 году в России ввели так называемый «налог на роскошь» . Это не самостоятельный сбор, а повышающий коэффициент, включенный в транспортный платеж.

Для признания автомобиля дорогостоящим реальная его цена не имеет значения, главное, чтобы автомобиль был включен в перечень Минпромторга. Причем с перечнем должны совпасть не только марка и модель автомобиля, но и его возраст (количество лет, прошедших с года выпуска).

Александр Чочиев, ведущий юрист налоговой практики Crowe CRS Legal Crowe CRS Legal Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) ×

Минпромторг ежегодно обновляет перечень дорогостоящих автомобилей. В текущем году в него вошло 1387 машин. В документе значатся не только престижные спорткары, такие как Lamborghini или Aston Martin, но и более привычные модели, которые часто встречаются на дорогах и не воспринимаются как атрибуты роскошной жизни. Например, кроссоверы Nissan Murano, Volkswagen Touareg, Ford Explorer и универсал Subaru Outback.

Споры возникают, когда наименование модели не совпадает в перечне и в ПТС. В таких ситуациях инспекторы все равно рассчитывают налог в повышенном размере. Такую позицию ФНС заняла в своем письме от 18.07.2017 № БС-4-21/14024.

Владельцы машин с этим подходом не согласны и пытаются оспорить доначисление в суде. Чочиев говорит, что суды учитывают характер несоответствия между данными перечня и документами ТС. Так, если списке «роскошных» наименование модели более подробное, чем в ПТС, то коэффициент не применяют. По делу № А65-23739/2018 суд встал на сторону владельца машины, потому что в перечне было указано «Mercedes-Benz GLE 400 4 Matic ОС», а в ПТС «Mercedes-Benz GLE 400 4 Matic». В деле № А13-8286/2016 в перечне было «Mercedes-Benz ML350», а в ПТС «Mercedes-Benz ML350 Bluetec 4 Matic».

Кто может платить меньше?

Федеральные льготы по транспортному налогу Налоговым кодексом не предусмотрены. Каждый регион сам определяет не только ставку налога, но и лиц, которых от него можно освободить. Их перечень содержится в законах субъектов «О транспортном налоге». В основном платить меньше разрешают ветеранам, инвалидам, пенсионерам. Но в зависимости от региона этот список может пополняться и другими категориями граждан.

Мария Блинкова, адвокат МКА Аронов и партнеры Аронов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании × , считает, что владельцу машины выгодно оформить свое авто на родственника-инвалида, пенсионера, относящимся к категории льготников. Чочиев тоже называет этот способ снижения налога работающим. Но нужно учитывать, что льготника не всегда полностью освобождают от налога. Возможно, его ждет только скидка. А в некоторых регионах действуют ограничения. Так, в Москве некоторым гражданам, например ветеранам Великой Отечественной войны, можно не платить только за одну машину и если ее мощность не больше 200 л. с. То есть налог отменят для большинства «обычных» легковушек, но вот на мощные иномарки льгота распространяться не будет.

Машину продали или угнали: кто платит налог

✔️ Собственник автомобиля может передать авто другому лицу по доверенности. Часто доверенность используют вместо договора купли-продажи, чтобы избежать лишних формальностей. Чочиев говорит, что в итоге это приводит к спорам при исчислении налога. Налоговики считают, что в таких случаях налог должен уплачивать прежний владелец, так как машина официально зарегистрирована на него. И не важно, что фактически автомобилем владеет другое лицо. Согласны с этим и суды (дело № 2а-450/2018).

✔️ Пока машина не переоформлена, платит прежний собственник. После продажи у нового владельца есть 10 дней, чтобы оформить его на себя. Нередко этот срок нарушают. Пока покупатель тянет с регистрацией, транспортный налог начисляют продавцу. Блинкова говорит, что на практике в таких спорах суды встают на сторону налоговиков, которые взыскивают деньги со старого владельца (дело № 2А-251/2018). Блинкова говорит, что у продавца есть только один вариант: транспортный налог перестанут начислять, когда авто перестанет быть зарегистрированным на него. Если новый владелец не спешит оформлять ТС, Турунина рекомендует обратиться в ГИБДД и снять машину с учета.

❌ Не нужно платить, если автомобиль уничтожен — попал в ДТП и не подлежит восстановлению, сгорел или утонул в реке. Раньше, если собственник такого авто не снял его вовремя с учета, ФНС продолжала начислять по нему налог. Чиновников не смущало, что автомобиль как объект налогообложения переставал существовать, говорит Чочиев. Против такой практики возражали суды, а в 2020 году Верховный суд указал, что налогоплательщик не должен платить налог за то время, когда ТС ему не принадлежало и не существовало в натуре (дело № 48-КАД20-4-К7). Точку в этих спорах поставил законодатель. С 2021 года в Налоговом кодексе прямо предусмотрели (п. 3.1 ст. 362), что исчисление налога прекращается, если транспортное средство прекратило существование.

❌ Налог не начислят, если машину угнали. Турунина говорит, что для этого собственнику нужно представить справку в Налоговую службу, заверенную в правоохранительных органах.

❌ Налоговая не будет начислять налог, когда она знает об угоне автомобиля (то есть собственник сообщил об этом). Но даже если такой информации в ФНС не было, и владельцу пришло уведомление об оплате, суды его отменят (дело № 44га-229/2019).

Транспортный налог надо отменить, и вот почему!

Если не считать утилизационный сбор, который для легковых машин привязан почему-то не к массе транспортного средства, а к объему мотора, то транспортный налог — самый непонятный и несправедливый из всех имеющихся.

Читать еще:  Способы экономии бензина, которые пригодятся каждому автомобилисту

До 2003 года он назывался дорожным, был целевым и расходовался исключительно на благоустройство дорог. После 2003‑го стал транспортным, региональные власти могут корректировать ставки, а поступления тратить, как им заблагорассудится, — на проведение салютов, например.

Налог привязан не к пробегу, что было бы вернее всего, и даже не к объему мотора, а к его мощности. Это примерно как подоходный налог исчислять от роста или веса налогоплательщика.

Почем ваша лошадь

Транспортный налог в нынешнем виде не имеет никакой связи с влиянием автомобиля на дороги или окружающую среду. Его задача — мотивировать покупать маломощные машины, вне зависимости от их возраста, размеров, ­экологического класса и интенсивности эксплуатации.

В Москве одна лошадиная сила 99‑сильной машины сегодня стоит 12 рублей, а если у мотора 101 л.с. — уже 25 рублей за «лошадь». Разрыв между 1188 и 2025 рублями — почти двукратный и выглядит непомерно большим для разницы в 2 л.с. А ведь почти весь так называемый «легковой бюджетный сегмент» укладывается в диапазон 80–125 л.с., и почему внутри него проведена столь толстая ­граница именно по «100» — ответа нет.

Эти разрывы побуждают производителей машин повышать потребительские качества товара, играясь с заявленной в ПТС мощностью и «дефорсируя» моторы со 126 л.с. до 124, 160 до 149,5 и так далее. А автовладельцев — изыскивать хитроумные лазейки и ставить машину на учет в регионах, где самые низкие коэффициенты к базовой ставке налога. Еще лучше — в Армении или Молдове, тогда не только налог, но и штрафы не надо платить (камеры обучены читать заграничные номерные знаки, но нет доступа к базам владельцев). И почаще обращаться к чип-тюнингу — повышению мощности мотора без внесения изменений в паспортные данные. Это запрещено, но никем не контролируется.

Заменить/отменить

Попытки придать транспортному налогу справедливую форму предпринимались неоднократно. Наиболее активно — в 2010 году. Но тогда Госдума отвергла законопроект, предусматривающий замену налога увеличенным акцизом на топливо.

Схема выглядит разумно: больше платит тот, кто больше сжигает бензина и портит своей машиной воздух и асфальт. Но такой механизм лишил бы льгот категории водителей, освобожденных от уплаты налога согласно Налоговому Кодексу РФ. Поэтому акциз ввели, но не как замену налога, а в дополнение. Отлично — очередной побор с автомобилистов!

Изменилось и еще кое-что: в кодекс внесли поправку, разрешающую региональным властям увеличивать (или уменьшать) базовую ставку транспортного налога в 10 раз. А не в пять, как было раньше.

В Калининграде владелец машины мощностью менее 100 л.с. платит 2,5 рубля за силу, в Москве — 12, а в Воронеже — 25 рублей. И есть два региона, где он не платит ничего — Оренбургская область и Ненецкий АО.

И все это никак не коррелирует, скажем, со средними доходами, состоянием дорог или количеством машин в регионе. Но главное, что такой разброс взимаемых сумм напрочь убивает саму идею привязки исчисления налога к какому-либо параметру. Выглядит он просто инструментом добычи денег в бюджеты.

Реформа? Нет, проформа.

Налог нуждается в реформировании. И умнее всего заложить его в цену топлива, как сделано в десятках стран, — и больше ни о чем не беспокоиться. Льготников, в конце концов, нетрудно наделить социальными картами для предъявления на АЗС. Но пока что из конкретики есть только письмо, отправленное в июле в МВД РФ членом комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгением Фёдоровым.

Его предложение сводится к тому, чтобы освободить от налога владельцев транспорта, которые не ездят полгода или более. Правда, для этого потребуется снять ТС с регистрации, а номерные знаки сдать на хранение в ГИБДД. Если внезапно захочется ездить, то регистрируй машину заново. Более неудобный способ сложно придумать, и все эти процедуры у нас, кстати, платные — пошлина за то, пошлина за это. Надо еще прикинуть, удастся ли что-то сэкономить на неуплате налога. Да и у ГИБДД, пережившей серьезное сокращение кадров, сейчас нет ресурсов для дополнительных регистрационных действий и тем более хранения номерных знаков.

Если схему требуется предельно усложнить, то и такой вариант неплох. А для максимального упрощения достаточно приплюсовать транспортный налог к… утилизационному сбору. Он автоматически войдет в стоимость машины, с него вдобавок и НДС можно снять, и насколько меньше хлопот будет у автовладельцев и налоговых служб. В стране ежегодно совершается несколько миллионов сделок купли-продажи, все это надо отслеживать и фиксировать — гигантский объем работ. Или как раз службам не следует облегчать жизнь? На этот случай есть еще один чудесный вариант реформы: повысить базовые ставки.

А КАК У НИХ?

Привязка транспортного налога к мощности двигателя практикуется и в некоторых других странах. Но обычно — в сочетании с чем-нибудь еще. В большинстве государств мощностью не интересуются вообще, а механизм часто реализован так, что не надо раз в год бегать с квитанциями. Но общее впечатление: кто во что горазд!

  • США. «Подорожный» сбор состоит из двух частей: плата за регистрацию транспортного средства (2–7% от стоимости автомобиля) плюс акциз, включенный в цену топлива. Размер акциза различается в три-четыре раза в зависимости от штата. Выгоднее всего покупать бензин в штате Аляска — там самый низкий акциз.
  • ГЕРМАНИЯ. Налог скорее экологический, начисляется ежегодно, исходя из типа и объема мотора и массы выбросов CO2. Если выброс СO2 не превышает ­95 г/км, плата по этому параметру не взимается. За каждый грамм, превышающий установленный лимит, надбавка 2 евро. Плата за объем — 2 евро за каждые 100 см³ для бензиновых двигателей. Объем дизелей оценен в 4,5 раза дороже. Такая схема дает льготы владельцам гибридов (они платят только за объем ДВС) и электромобилей. Есть также пошлина за постановку на учет — 52 евро.
  • ФРАНЦИЯ. Сбор взимают один раз при покупке транспортного средства, учитывая массу выбросов CO2 и мощность двигателя.
  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Налог на автомобили до 1973 года выпуска не взимают. Для остальных он зависит от массы выбросов в атмосферу СО2 — чем грязнее, тем выше налог. Машины, не ездившие более 12 месяцев, электромобили и гибриды от налога освобождены. Топливного акциза или сбора за регистрацию нет.

До 1 декабря есть время прояснить ситуацию с транспортным налогом

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в России сегодня насчитывается около 59 млн транспортных средств. Это значит, что огромной армии автовладельцев (включая владельцев моторных лодок и квадрокоптеров весом более 30 килограммов, которые в данную статистику, естественно, не вошли) до 1 декабря предстоит в очередной раз уплатить причитающийся им транспортный налог.

Напомним, что сумма этого налога у каждого владельца и в каждом регионе своя — она зависит от мощности двигателя, от регионального коэффициента, от цены вашего автомобиля (для дорогих автомобилей предусмотрен еще и коэффициент в виде «налога на роскошь», актуальный перечень таких автомобилей можно посмотреть у нас на сайте вместе со свежими новостями по данной теме). И хотя депутаты Думы давно обсуждали, не отменить ли транспортный налог для физических лиц вовсе, последним предложением было заменить его топливным сбором. Но пока в 2021 году обязанность оплачивать транспортный налог по привычной схеме и правилам остается в силе.

В этом году налоговая служба начала рассылать напоминания об уплатах уже за 2 месяца до наступления срока. Вероятно, для того, чтобы льготные категории населения, которые могут претендовать на уменьшение налога или на полную его отмену, успели заявить о своих правах на льготы и отправить свои заявления, получив перерасчет. Оплатить транспортный налог можно в кассе банка, в терминале, в онлайн-банке, на Госуслугах или на сайте ФНС. Полной суммой или частями — для ведомства это не имеет значения. Главное — сделать это своевременно, чтобы потом не приходилось тратить время и доказывать, сколько банковских дней или часов могли идти ваши деньги до адресата.

Напомним, что региональные власти сегодня имеют право сами предоставлять льготы каким-то категориям своих жителей по уплате транспортного налога; они также могут изменять сроки и порядок уплаты налога для юрлиц; могут изменять ставки налога в большую и меньшую сторону. Так, некоторые регионы уже ввели льготы для владельцев газовых и электрических автомобилей, однако гибридные машины при этом под указанную льготу не попали.

В зависимости от региона ставки налога в расчете на 1 лошадиную силу двигателя могут довольно сильно отличаться. Например, имея автомобиль с двигателем до 100 л.с. в Москве ваша ставка будет всего 12 рублей за 1 л.с., а, допустим, в Башкирии или Воронежской области — 25 рублей. При силовом агрегате мощностью более 250 л.с., за каждую из них в Московской области вы заплатите 150 рублей, а на Чукотке — всего 30 рублей.

Читать еще:  Можно ли передвигаться по России с долгами

Мы не только регулярно мониторим ситуацию на автомобильном рынке и важные события в автомире, но у нас в любой момент можно узнать актуальную цену на свой автомобиль с пробегом с помощью калькулятора «Оценить авто».

Как уменьшить транспортный налог

Кто является плательщиком транспортного налога

Плательщик налога — владелец транспортного средства. Владельцем может быть гражданин, в том числе в статусе индивидуального предпринимателя, или юридическое лицо. Закон разрешает регистрировать авто на компанию.

Какое имущество облагается транспортным налогом

Транспортный налог распространяется на автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы и так далее. Полный перечень смотрите в п. 1 ст. 358 НК РФ.

Но не все транспортные средства попадают под налог. Список объектов, освобожденных от налогообложения, указан в п. 2 ст. 358 НК РФ, например:

  • легковые автомобили оборудованные для использования инвалидами;
  • легковые автомобили с мощностью до 100 л.с., полученные через органы социальной защиты;
  • промысловые морские и речные суда;
  • тракторы, комбайны и специальные машины, используемые для производства продукции сельского хозяйства;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, и так далее.

Как рассчитывается транспортный налог

Налоговая база зависит от типа транспортного средства. Мы будем рассматривать налог на транспорт, имеющий двигатель: это могут быть легковые, грузовые автомобили, мотоциклы и так далее. В таком случае налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах.

Налог рассчитывают по формуле:

ТН = НБ × НС, где

ТН — транспортный налог;
НБ — налоговая база, например, лошадиные силы;
НС — ставка по налогу в рублях.

При этом ставка налога устанавливается местным законодательством. Поэтому налог на одну и ту же машину в разных регионах может отличаться. В ст. 361 НК РФ установлены базовые ставки по транспортному налогу, а региональные власти могут их изменять в большую или меньшую сторону, но не более чем в 10 раз.

Ставка налога зависит от мощности двигателя. На грузовой автомобиль с мощностью до 100 л.с. ставка составит 2,5 рубля за каждую лошадиную силу, на грузовик с двигателем 100–150 л.с. — 4 рубля. И здесь возникает интересный момент.

Например, вы владеете грузовым автомобилем с мощностью двигателя 200 л.с. Налог к уплате составит:

200 × 5 = 1 000 руб.

А вот сумму налога к уплате, если мощность двигателя 201 л.с.:

201 × 6,5 = 1 306,5 руб.

Всего из-за одной лошадиной силы налог к уплате увеличился на 30%.

Кроме того, в некоторых ситуациях может применяться повышающий коэффициент. Например, если средняя стоимость легкового автомобиля 5–10 млн рублей, а с момента его выпуска прошло не более 3 лет, ставка налога увеличивается в два раза. Все коэффициенты перечислены в п. 2 ст. 362 НК РФ.

Как законно уменьшить транспортный налог

Как видите, даже одна лошадиная сила может увеличить транспортный налог на 30%. Поэтому вопрос законного снижения налога остается актуальным.

Проверяем наличие региональных и федеральных льгот

Все федеральные льготы перечислены в п. 2 ст. 358 НК РФ. Если ваше транспортное средство попадает в один из подпунктов, у вас есть законное основание для получения льготы.

О региональных льготах расскажет официальный сайт ФНС, здесь есть сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам». Выберите транспортный налог, период и субъект РФ, и сервис покажет список льгот. Например, в Москве льготу по налогу имеют:

  • компании, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования;
  • резиденты особых экономических зон;
  • управляющие компании особых экономических зон.

Индивидуальный предприниматель может получить льготу по налогу, если автомобиль зарегистрирован: на Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, ветерана ВОВ, инвалида, одного из родителей в многодетной семье и так далее.

Если на вас распространяется льгота, нужно сообщить об этом налоговой. Подготовьте заявление и подайте его в свою ФНС. Сделать это можно лично, через МФЦ, по почте или через «Личный кабинет налогоплательщика». Заявление можно подать даже без подтверждающих документов, налоговики самостоятельно их запросят у органов и третьих лиц.

Срок рассмотрения заявления 30 дней. Если ФНС направлял запрос для подтверждения льготы в органы, срок может быть увеличен еще на 30 дней. Форма заявления для юрлиц есть в Приказе ФНС РФ от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Для ИП форма заявления есть в Письме ФНС от 13.05.2020 № БС-4-21/7799@.

Пересчитать транспортный налог можно за три предыдущие года. Если вы узнали о причитающейся льготе только сейчас, можете подать в ФНС заявление о возврате излишне переплаченных сумм. Достаточно приложить документы, подтверждающие право на льготу в тех периодах.

Использование льгот — самый простой и эффективный способ законно снизить транспортный налог.

Снижаем мощность двигателя

Сумма налога зависит от мощности двигателя автомобиля. Поэтому некоторые владельцы для экономии прибегают к радикальным мерам — снижают количество лошадиных сил в своем авто.

Это очень сложный способ. На это есть несколько причин:

  1. Возникают дополнительные затраты на доработку и переоборудование топливной системы и силовых агрегатов автомобиля.
  2. Требуется разрешение от ГИБДД на проведение конструкционных изменения в автомобиле.
  3. После всех работ машину нужно отдать на экспертизу в специализированную организацию. По итогам проверки выдадут специальную справку, на основании которой ГИБДД внесет изменения в технический паспорт автомобиля.
  4. При снижении лошадиных сил автомобиль действительно потеряет в мощности. Это может сказаться на скорости, грузоподъемности и так далее.

Иногда со временем автомобиль действительно теряет свою мощность просто из-за эксплуатации. Но чтобы это подтвердить, нужна экспертиза.

Сэкономить налог таким способом можно. Но заранее подсчитайте, сколько денег вы потратите на переоборудование автомобиля, оплату экспертизы и всех государственных пошлин. В большинстве случаев экономия на налоге не покрывает все эти расходы.

Покупаем «небензиновые» автомобили

В Москве и Московской области от уплаты транспортного налога освобождены физические лица, ИП и ООО, владеющие электромобилями. Такая же льгота действует еще в некоторых регионах, например, в Калининградской области. Кроме того, льгота есть и для автомобилей с газовыми двигателями.

Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно вести учет транспортных средств и рассчитывать сумму налога к уплате с учетом всех действующих для вас льгот. Также в системе есть удобный бухгалтерский и налоговый учет, расчет налогов, зарплата, отчетность и другие инструменты. Всем новичкам дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Любишь кататься — люби и справочки носить: транспортный налог для многодетных

До 1 декабря нужно уплатить налог на имущество. Но не всем. Многодетные семьи в Москве, например, освобождены от уплаты транспортного налога, а в Новгородской области льгота составляет 50%. Почему такая разница? Рассказываем в статье.

  • Что такое транспортный налог
  • Какая семья считается многодетной
  • Как узнать, положена ли вам льгота
  • Как оформить льготу на транспортный налог: онлайн и офлайн

Когда вы покупаете автомобиль, то автоматически становитесь собственником движимого имущества. Гражданский долг каждого россиянина – ежегодно платить не только налог на недвижимость, но и на владение транспортным средством.

Но есть категории населения, для которых действуют льготы или которые вовсе освобождены от уплаты налогов. С полным перечнем льготников можно ознакомиться в ст. 407 налогового кодекса РФ. К ним относятся, например, многодетные семьи.

Что такое транспортный налог

Ежегодно в октябре владельцам автомобилей присылают квитанцию с расчетом налога на их движимое имущество. Оплатить лучше сразу, потому что за просрочку начисляются пени или дело может дойти до судебных приставов. В 2021 году расчет происходит по той же схеме: сумма зависит от мощности транспорта и от срока пользования им.

Но если машина работает на альтернативном виде топлива, в некоторых регионах действует льгота. Это касается, например, владельцев электромобилей в Москве. Они освобождены от транспортного сбора.

Налог на движимое имущество входит в число трех обязательных имущественных налогов (вместе с земельным и на недвижимость), которые обязаны платить россияне. Причем как физические лица, так и фирмы, но последние – на других условиях.

Отличается этот сбор от других тем, что власти регионов сами устанавливают размер платы и льгот. Региональный налог – это когда деньги распределяются местными властями, а не уходят в федеральный бюджет на развитие армии, материнский капитал и пенсии. Региональное правительство направляет средства для строительства учебных и медицинских организаций, на улучшение дорог. Из них также выплачивается зарплата губернатора и местных чиновников.

Транспортный налог – это обязанность собственника имущества, на которого оформлены документы. Например, если жена иногда берет машину мужа и не является ее владельцем, то платеж приходит на имя супруга. Оплачивать только ему или пополам – этот вопрос решается в семье.

Налоговый сбор распространяется на такие виды транспорта, как легковая машина, автобус, мотоцикл, снегоход, самолет и вертолет, и на водные средства передвижения: яхту, лодку, катер и другие.

Но если машина предназначена специально для инвалида или если у нее меньше 100 лошадиных сил и ее приобрели через соцзащиту, то плата за нее не начисляется.

Читать еще:  Решается, каким будет новое наказание для пьяных водителей

Как и кем рассчитывается

Расчет производится налоговой инспекцией. Собственникам транспорта приходит лишь уведомление с окончательной суммой.

Инспекция при расчетах берет во внимание мощность двигателя. Затем эти данные умножают на налоговую ставку (стоимость одной лошадиной силы). Также учитывается, сколько времени она находится в собственности у владельца.

Если стоимость автомобиля более 3 млн рублей, то на него действуют повышенные коэффициенты. Их показатели одинаковы во всех регионах России, но зависят от цены транспорта и года выпуска.

Со списком автомобилей можно ознакомиться на официальном сайте Минпромторга.

Срок пользования (в годах)

Чем дороже автомобиль, тем выше коэффициент.

Например, собственник KIA K900 (за 4,2 млн) с 249 лошадиными силами, на которой он ездил 2 года, заплатит: 249 х 150 х 1,1 = 41 085 рублей. 150 рублей здесь – это базовая ставка.

Налогоплательщика уведомляют по почте, или оповещение приходит в личный кабинет на сайте федеральной налоговой службы (ФНС). Оплатить можно онлайн или в почтовом отделении.

На портале можно заранее рассчитать размер налога на машину. Для этого воспользуйтесь калькулятором. Нужно указать ваш регион, срок владения транспортом и мощность двигателя.

Ильгару Зарипову из Казани в первый раз придет платеж на LADA Vesta Cross 2020 года. Он хочет заранее узнать сумму, чтобы рассчитывать расходы в этом месяце.

Итак, владеет машиной Ильгар 12 месяцев, ее мощность составляет 106 лошадиных сил. С учетом ставки по Республике Татарстан в 35 рублей получаем сумму выплаты: 3710 рублей.

Если вы хотите приобрести автомобиль здесь и сейчас, то оставьте заявку на автокредит без первоначального взноса в Совкомбанке. Для оформления не требуется подтверждать доход: нужен только паспорт, а решение по кредиту банк примет в течение часа.

Какая семья считается многодетной

Когда мы слышим «многодетная семья», сразу представляем семью как минимум с тремя детьми. В законодательстве нет конкретного определения данного понятия. Но действительно, принято считать многодетной семью, в которой трое или более несовершеннолетних детей. Как в случае с установлением ставок по транспортному сбору, так и здесь местные власти определяют правила для своего региона.

Так же и со льготами на транспортный налог для многодетных. Например, в Москве или в Татарстане родители не платят налог, если их детям меньше 18 лет. В других областях возрастной показатель может отличаться. В Новосибирской области льготы действуют, если детям до 23 лет, а в Иркутской – до 24. Но при этом важно, чтобы совершеннолетний учился на очном отделении в учебном заведении.

Что касается числа несовершеннолетних детей, то и этот вопрос решается на региональном уровне. В Московской, Ленинградской, Самарской областях семья признается многодетной после рождения третьего малыша.

Рассмотрим общие правила действия льгот вне зависимости от региона.

  • Родитель должен официально подтвердить, что у него много детей. Единого установленного документа о многодетности нет. В одних регионах при рождении третьего ребенка или усыновлении выдают специальное удостоверение, в других семья получает справку.

Иногда, чтобы подтвердить наличие большого числа детей, необходимо только предоставить свидетельства об их рождении или усыновлении. Для оформления документов можно обратиться в органы социальной защиты или в многофункциональные центры по месту жительства.

  • Если у каждого родителя в собственности есть по автомобилю, то льгота действует только один раз и только для одного.

Семья Никитиных проживает в Москве. У них родился третий ребенок. Оба родителя ездят на машинах. Мама может не оплачивать налог в следующем году, а вот папе придет квитанция на полную сумму.

  • Действие льготы распространяется только на собственников транспортного средства (ТС). Например, если многодетный отец женился на бездетной женщине, то она не получает преимущества по льготам.
  • По закону не платить можно только за одну машину. Если у родителя в собственности находятся несколько автомобилей, то необходимо определить для льготы только один. Выгоднее выбирать ТС дороже и мощнее – можно больше сэкономить на налоге.

Но стоит помнить, что в некоторых областях максимальная мощность автомобиля для получения льготы – 250 лошадиных сил.

Что делать при разводе? Если приняли решение, что дети остаются с одним из родителей, то другой теряет право на освобождение от уплаты налогового сбора. То есть льготами может воспользоваться тот, с кем проживают несовершеннолетние. Для подтверждения данного факта необходимо предоставить документ о прописке в органы соцзащиты.

Рассмотрим и другую ситуацию.

У Светланы двое детей. Она недавно вышла замуж за Игоря, у которого есть четырехлетний сын Дима от первого брака. Все проживают в Санкт-Петербурге. Будет ли их семья считаться многодетной?

В данном городе – нет. Для получения государственных привилегий местные власти учитывают количество детей, рожденных только в одном браке. Иначе обстоят дела в Москве. Там супруги могут воспитывать пасынка или падчерицу, и их признают многодетными.

Опекунство

Федоровы всегда мечтали, чтобы у них было много детей. У них родился сын Иван. Но по медицинским показаниям жена Лена не может больше рожать. Три года назад супруги удочерили девочек-близняшек.

Признаются ли Федоровы многодетными родителями? Это снова зависит от места жительства. В Санкт-Петербурге они официально являются таковыми. В столице только недавно опекуны стали получать право многодетных, если усыновили или удочерили ребенка.

Как узнать, положена ли вам льгота

Для начала рассмотрим общие правила, кто освобождается от транспортного сбора. По федеральному законодательству привилегиями пользуются не только многодетные, но и инвалиды, ветераны, герои России, инвалиды военных действий. Какие выплаты предназначены для многодетных, можно прочитать в статье.

Кроме того, налоговые сборы не взимаются с собственников машин, которые оборудованы и предназначены для инвалидов. Также если автомобиль имеет мощность до 100 л. с. и его выдали органы соцзащиты, владелец не должен платить за него.

Собственникам электромобилей оплата не приходит в Московской, Тюменской, Калужской, Липецкой, Амурской, Курской, Иркутской областях, а также в Кабардино-Балкарии и Санкт-Петербурге. Этот список изменяется. Получить актуальную информацию о каждом регионе и узнать, на какие привилегии вы можете рассчитывать, можно на сайте налоговой службы.

Льготы по регионам

Как мы уже отметили, размер сбора устанавливают региональные власти.

Многодетные полностью освобождаются от уплаты сбора в Липецкой, Ростовской, Саратовской, Рязанской областях, республиках Хакасия, Дагестан, в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах. Здесь не учитывается, сколько лошадиных сил у транспорта.

Налоговый сбор не взимается, если мощность машины не превышает допустимую, в Ярославской, Калужской, Тверской, Амурской, Омской, Магаданской областях, Севастополе, Чувашии, Башкортостане, республиках Крым и Карелия, Ханты-Мансийском АО Югре.

Половину стоимости налога заплатят многодетные в Хабаровском крае, Владимирской, Новгородской, Орловской областях, в Удмуртской республике и Республике Марий Эл.

Рассмотрим на примере.

Количество лошадиных сил автомобиля – 170.

Год выпуска – 2020.

Льготы – для многодетных.

Сбор не заплатят в Липецкой, Смоленской, Брянской, Ярославской областях, в Москве и т. д. Там допустимая мощность транспорта до 250 «лошадей».

Льготы не будет в Ивановской, Астраханской, Пензенской, Калининградской областях, в Пермском крае, в республиках Татарстан, Мордовия, Коми и других регионах.

Для расчета льготы учитывается и доход семьи. Если он превышает средний показатель по стране, то даже многодетные не могут претендовать на привилегии. Если средств не хватает, то необходимо встать на учет в соцслужбы. Например, в Костромской области на каждого члена семьи должно уходить не более одного прожиточного минимума.

Требования к мощности автомобиля тоже варьируются. Так, в Мурманске под льготу попадают машины до 100 л. с., а максимальный показатель в 250 «лошадок» наблюдается во Владимире.

Если у вас пока только один ребенок или двое, а машину хотите приобрести в ближайшее время, то лучшее решение – это взять автокредит на выгодных условиях.

Как оформить льготу на транспортный налог: онлайн и офлайн

Оформить можно в почтовом отделении. Для этого необходимо заполнить и подписать заявление и отправить его в налоговую по месту прописки. В течение 30 календарных дней заявку рассмотрят и пришлют ответ.

Для оформления офлайн можете обратиться и в многофункциональный центр (МФЦ). Не забудьте взять документ, удостоверяющий личность, заявление, свидетельства о рождении детей. В течение месяца ожидайте решения по вопросу предоставляемой льготы.

Другой способ – отнести заявление сразу в налоговую службу (ИФНС) с тем же пакетом документов, которые требовались для МФЦ. Если вы не знаете, как правильно оформить бланк, вам помогут это сделать сотрудники ИФНС.

Онлайн льгота оформляется на сайте ИФНС. Для начала зарегистрируйтесь на портале. Затем в личном кабинете в разделе «Жизненные ситуации» нажмите «Подать заявление на льготу». Выберите тип имущества (автомобиль) и заполните строчки, указав данные. Проверьте, правильно ли вы ввели информацию, и для завершения нажмите «Проверить и отправить».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector