Новый простой метод угонщиков украсть автомобиль - АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Jeep-centre.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новый простой метод угонщиков украсть автомобиль

Угон автомобилей

Статистика свидетельствует: если угонщик не справился с системами охраны автомобиля за 15 минут, он свою затею бросает. Этот факт подтверждают и специалисты. Получается, что рубежи охраны авто должны выстоять около 900 секунд.

Все сценарии вскрытия и угона автомобиля предусмотреть невозможно, однако 99% из них совершаются по давно известным и отработанным схемам. Казалось бы, что может быть проще: зная способы работы злоумышленников, автовладелец в силах предвидеть их действия и заранее принять меры. Нужно только трезво оценить риски и разумно подойти к подбору методов противодействия. О том, что далеко не все автолюбители к данному вопросу относятся достаточно серьезно, свидетельствует статистика.

Это не угон и даже не ограбление. Это скорее вандализм: разбить стекло и утащить пачку сигарет, дорогие очки, порыться в бардачке. Идут на такое совсем уж «отмороженные» элементы: наркоманы, бомжи, неблагополучные малолетки. Ущерб от кражи – минимальный, но стоимость разбитого бокового стекла может доходить до нескольких сотен долларов.

Методы защиты. Для того чтобы предотвратить такое нападение на автомобиль, достаточно отпугнуть грабителя. Увидев мигающий светодиод сигнализации, вандал обычно проходит мимо: зачем рисковать, если рядом стоит авто, которое не поднимет шум. Так что в таких случаях спасает даже имитация – схемка, способная только лишь «моргать» светодиодом.

Элементарное ограбление. Контингент – все тот же, но ведущий «охоту» на автомагнитолы и забытые в машине ценные вещи. Грабитель действует нагло и цинично: разбивает стекло, не открывая дверь, втискивается в салон, выдергивает магнитолу и скрывается. Некоторые «умельцы» проникают в салон вообще «лихо»: злоумышленник разгоняется, разбивает головой стекло, одновременно влетая до пояса в салон, выдергивает (выламывает) магнитолу и убегает. Счет идет на секунды.

Методы защиты. Первый, самый простой – не провоцировать. То есть, даже выходя из машины «на минутку», заберите с собой все ценное. Причем магнитола с «отстегнутой» панелью управления («головой») тоже может вызвать интерес грабителя: существуют скупщики, платящие, пусть и небольшие, но деньги и за такие «обезглавленные» магнитолы. Доукомплектовать аппарат несложно — на радиорынке продаются любые панели. Поэтому, если авто постоянно ночует под окнами, стоит установить «салазки», с помощью которых магнитола одним движением извлекается полностью и так же легко вставляется обратно.

Второй способ — пассивный, может служить дополнением к первому. Наклеенная ударозащитная пленка толщиной 380 микрон не позволяет разбить автомобильное стекло ударом профессиональной бейсбольной биты. Головой — тем более. Только пленка должна быть либо американского происхождения, либо производства Израиля. «Маде ин Тайвань» в данном случае — выброшенные на ветер деньги.

Это уже не ограбление, это угон. Правда, самой низкой квалификации. Не имеющие сколько-нибудь профессиональных навыков недоросли, решившие покататься. Выбор, естественно, падает на авто попроще, вообще не оборудованное сигнализацией и не имеющее штатного иммобилайзера. Взламывается дверной замок или разбивается стекло, ломается штатный фиксатор руля и замыкаются «напрямую» провода, либо очень мощной прочной отверткой проворачивается замок зажигания. Машина угоняется, потом ее находят брошенной после аварии или даже сгоревшей. Если очень повезет — просто с пустым баком.

Методы защиты. Любая сигнализация, «завязанная» на блокировку запуска двигателя, для угонщиков такого уровня — неразрушимая преграда. Иммобилайзер, даже простейший, — тоже.

Тоже угон, однако проведенный специалистами, пусть и не самой высокой квалификации. Объектом обычно бывает автомобиль одной из самых распространенных моделей. Как правило, это недорогие, но относительно новые авто. Обычно такие машины обязательно оборудованы сигнализациями, но, как правило, недорогими моделями с простейшим кодированием сигнала с брелока и без двусторонней связи. Чем и пользуются угонщики.

Обычно в момент постановки и снятия авто с охраны злоумышленник «записывает» сигнал управления охранной системой специальным прибором – код-граббером. Дальше все просто: сразу же или по прошествии некоторого времени угонщик воспроизводит записанный с брелока хозяина сигнал «открыть и снять с охраны» и оказывается в салоне. Несколько секунд — и сильным усилием сломан штатный фиксатор руля. Еще максимум минута — и напрямую подсоединены провода. В это время простейшая сигнализация находится в полной уверенности, что она снята с охраны по сигналу хозяина и, естественно, тревогу не поднимает. Ваше авто угнано. Кроме код-граббера, может применяться сканер, способный «подобрать» код методом перебора вариантов или даже электрошокер, элементарно «выжигающий» электронику сигнализации напряжением несколько десятков тысяч вольт.

Методы защиты. Сигнализация с обратной связью, даже отключенная сигналом с код-граббера, все равно посылает на штатный брелок хозяина сигнал об открытии, не говоря уже о попытках взлома, несанкционированного запуска двигателя и прочих внештатных ситуациях. Совет специалистов: не экономьте при покупке сигнализации, купите хорошую модель с расширенными возможностями. Разница в цене невелика, а вот в функциональности – огромна!

Такую работу способны выполнить уже только специалисты хорошего уровня. Автомобиль чаще всего — средней и относительно высокой ценовой категории. Сигнализации, устанавливаемые на такие авто (с защитой от «грабанья», с обратной связью и прочими «наворотами») тоже уязвимы. Если ее не удается «обмануть» более совершенным код-граббером, способным просчитать изменение динамического кода, заглушить информационный сигнал на брелок хозяина и т.д. (стоимость таких приборов может достигать нескольких десятков тысяч долларов), в ход идут «ручные» методы, требующие еще большей квалификации. Первым делом пробивается аккумулятор. Через некоторое время сигнализация обесточена. Если тревоги не возникает, ждущие в сторонке угонщики вскрывают дверь и капот. Все спокойно — работают дальше. Если установлена автономная сирена, «заоравшая» даже при обесточенной системе, она физически уничтожается (например, разбивается молотком). Дальше — прокладка схем питания системы зажигания (контроллеров, компьютера и т.д.) в обход основных, заблокированных противоугонкой и иммобилайзером. Если же угонщикам заранее известна модель сигнализации, они находят управляющий блок сигнализации и меняют его на свой (после чего вся система охраны, как правило, начинает считать угонщика хозяином и подчиняться командам с его личного брелка). В любом случае ваш автомобиль в течение непродолжительного времени заведен. Если есть механические блокираторы, они тоже обезвреживаются.

Методы защиты. От сложности и качества инсталляции электронной системы, количества механических блокировок, совершенства нештатного иммобилайзера напрямую зависит, выдержит ли противоугонная система натиск грабителя в течение критичного для него времени или нет. Выдержала — автомобиль сохраняет прежнего хозяина. Нет — она уже не ваша. Поэтому, купив автомобиль высокой ценовой категории, не экономьте не только на сигнализации и иммобилайзере, но и на уровне инсталляции. Недорогие установщики работают «конвейерным» методом, для нестандартного подхода требуется гораздо больше времени. Естественно, оценивается такая работа дороже. Стоит заплатить: инсталляторщики утверждают, что эффективность сигнализации в случае профессионального угона на 70% зависит именно от качества инсталляции. И не стоит обманывать себя по поводу того, что ваше авто все равно постоянно находится под охраной — и дома, и на работе. Рано или поздно придется оставить автомобиль на стоянке театра, кинотеатра или супермаркета.

Специалисты утверждают, что воспрепятствовать такому угону невозможно. Имя ему – «заказ». Такие кражи выполняют «спецы» самой высокой квалификации. Имея в арсенале оборудование, иногда превышающее по стоимости цену автомобиля в несколько раз, разветвленную сеть «помощников», каналы «схрона» и переправки, такая группировка способна угнать любое авто. Правда, и берутся за работу такие «элитные» воры только за очень крупное вознаграждение, так что нам, простым смертным, не передвигающимся на «эксклюзиве», их нашествие не грозит.

ГДЕ НОЧУЕТ АВТО

Машину — к подъезду!

Стихийная стоянка прямо под окнами, с одной стороны, является самым распространенным местом парковки – бесплатно, удобно, быстро. Но удобство имеет и свою цену: такая ночевка автомобиля делает его наиболее уязвимым для злоумышленников. Поэтому и защита требуется максимальная. Тем более что к такому режиму парковки применимы практически все методы угона.

Место стоянки – стоянка

Охраняемая открытая парковка не дает стопроцентной гарантии от угона или ограбления, но вероятность «покушения» на ваше авто мизерна. То есть те варианты, которые непредотвратимы из-за слишком больших ставок и профессионализма угонщиков.

Кроме того, даже в случае ЧП есть ответчик – юридическое лицо, которому принадлежит стоянка. В общем, есть кому предъявить претензии.

Однако специалисты из отдела по розыску советуют: не следует договариваться «частным» образом с охранниками стоянок за полцены. В этом случае вы лишаетесь главного: чека, квитанции и записи в регистрационном журнале. То есть, если произойдет угон или ограбление, дело вам предстоит иметь не с юридическим, а с частным лицом, вину которого подтвердить к тому же будет невозможно. Это же касается и вариантов «стоянка на территории больницы» (школы, института, завода) по договоренности со сторожем.

Читать еще:  Семь популярных моделей автомобилей, которые не стоит покупать

Машина идет в гараж

Казалось бы, счастливые обладатели 20-квадратных метров, обнесенных стенами и снабженных воротами, вообще застрахованы от всех неприятностей. Но, как показывает практика, гараж (даже в охраняемом гаражном кооперативе) – не самое надежное место с точки зрения помехи угону. Сторож – подслеповатый пенсионер, которому почти все равно, кто въезжает-выезжает. А уж проникнуть на территорию человеку вообще не проблема. К тому же вскрыть замок гаража гораздо проще, чем обезвредить сигнализацию автомобиля. После этого прикрыл дверь – и работай себе сколько угодно (готовь машину к угону).

И, наконец, самый главный нюанс: хозяин «гаражного» авто надеется на крепость стен гаража, поэтому не устанавливает никаких дополнительных противоугонных систем. Такая машина, брошенная под магазином или кинотеатром, – лакомый кусочек для угонщика или грабителя. Единственный плюс – никто не будет вскрывать гараж, чтобы вытащить магнитолу или украсть очки.

Экстрим без парашюта

Специалисты по розыску и инсталляторщики цинично называют «парашютистами» выброшенных на ходу из собственных автомобилей беспечных водителей, согласившихся «подвезти» незнакомца. К этой же категории, впрочем, относятся и хозяева, «высаженные» из собственной машины во время остановки на светофоре «глухого» перекрестка и прочие, оставшиеся без автомобиля в дороге. Сценарий, с одной стороны, разнообразен, но с другой – всегда один и тот же: так «попадают» беспечные водители.

Методы защиты. Первый, главный – предусмотрительность. Не брать в машину посторонних. Не останавливаться в «глухих» местах на трассе. Если остановились, до выяснения обстоятельств держать мотор заведенным, а передачу – включенной, разговаривать через небольшую щель в приопущенном стекле. При малейшей угрозе – газу!

Второй способ — технический. Если ваше авто не оборудовано автоблокировкой дверей при трогании, установите. Это обезопасит вас в случае забывчивости. Если уверены в своей памяти – всегда, трогаясь, блокируйте двери. Следующий вариант – система анти-хайджек. Пока дистанционно распознаваемая карточка (она может незаметно лежать в любом кармане одежды) находится в салоне, сигнализация «признает» вас за хозяина. Но если вас вынудили покинуть авто – не сопротивляйтесь, спокойно выходите. Преступники далеко не уйдут: отследив исчезновение из салона хозяина (карточки), сигнализация заблокирует двигатель и включит «тревогу».

Иммобилайзер – исключительно противоугонная система. Не охраняет, только лишь не дает запустить двигатель. Хорошо подобранный и установленный «фирменный» иммобилайзер способен длительное время препятствовать запуску двигателя даже опытному угонщику. Для малолеток же он будет неразрешимым препятствием. Чем дороже авто, тем больший смысл устанавливать сложное устройство, способное блокировать запуск двигателя сразу по нескольким цепям. И чем проще и «древнее» машина, тем легче «обойти» сложный иммобилайзер и меньше смысл его применения. На «Москвич – 412» достаточно будет установить потайной тумблер, препятствующий «штатному» включению зажигания.

Когда электроника БЕССИЛЬНА

Блокираторы руля и рычага КПП эффективны в тех случаях, когда электроника оказалась побежденной. Требуют большого количества времени на обезвреживание. Кроме того, «голыми руками» с качественным блокиратором не справиться: его нужно сверлить, пилить, давить и т.д. дорогим инструментом.

Специалисты отмечают, что наиболее эффективны фирменные высокотехнологичные блокираторы рулевого вала: они устанавливаются в таких местах, к которым и с «родным» ключом «подлезать» не совсем удобно, а с ножовками и «болгарками» – вообще невозможно.

Хорошо себя показывают и блокираторы КПП. Только узнайте у специалистов, эффективны ли они будут в вашем случае: существуют некоторые модели авто, в которых можно перекусить тросики управления коробкой и включить передачу непосредственно «огрызками». Также почти нет смысла ставить блокиратор на механическую КПП: достаточно выжать сцепление – и авто можно буксировать. Блокировку же педалей специалисты в основном отвергают. Кстати, «кочерга» на рулевое колесо к эффективным средствам вообще не относится – это защита «от детей».

Выкрадут вместе с замками

Даже те автомобили, которые до сих пор не пользовались спросом у угонщиков, могут стать для них лакомым кусочком. Причем чем больше автомобиль, тем он привлекательнее — большие запчасти дороже стоят. О том, как защитить автомобиль, рассказали «РГ» эксперты рынка охранных систем.

Угонщику хватает 30 секунд

Самый простой способ угона — механический. Как говорится, против лома нет приема. Проникнуть можно в салон любого автомобиля. Достаточно разбить стекло или выломать замок. Только что делать дальше? Ведь машину надо как-то завести. Если охранной системы нет вообще, то с этой задачей справится практически каждый, соединив провода зажигания под рулевой колонкой. Кстати, профессиональные угонщики тратят на взлом машины не более 6 минут. Самые быстрые справляются за 30 секунд.

Против незадачливого вора, вооруженного одним лишь ломом, будет достаточно простого иммобилайзера. Это устройство блокирует запуск двигателя, если водителя со специальным чипом нет поблизости. В электронике автомобиля закладывается плановое нарушение. Единственный способ устранить его — приблизить электронный ключ, который устраняет разрыв в электрической цепи.

Еще более простое решение — механические противоугонные замки. Они могут устанавливаться на руль или непосредственно в коробку передач. Распилить их за короткое время не удастся, так как при их изготовлении используются высокопрочные сплавы. Это в любом случае задержит вора. Но здесь есть один нюанс. В автомобилях с механической коробкой передач блокировка действительно работает, так как переключать скорости становится невозможно. Что касается «автомата», то тут дело обстоит иначе. Рычаг, переключающий режимы, действительно будет заблокирован. Однако сам блок переключения скоростей будет по-прежнему доступен для злоумышленника. Ему достаточно подлезть под машину, отвинтить одну панель и вручную включить режим «Drive».

На автомобиль с автоматом стоит выбирать замки рулевого вала. Главный их недостаток в том, что от владельца постоянно требуется принятие неестественной позы для монтажа и демонтажа запорного механизма.

По словам представителя компании ведущего разработчика охранных систем для автомобилей Наталии Грачевой, обмануть «бывалых» автомобильных воров можно только передовыми и технически сложными средствами защиты. «Сегодня угонщики возят с собой целую лабораторию. Некоторые из них специализируются только на определенных моделях автомобилей, что многократно повышает шансы на успех».

По словам руководителя технического департамента компании — ведущего разработчика охранных систем Владимира Попова, угонщики, которые специализируются на премиальных внедорожниках, таких как Porshe Cayenne, Audi Q7, VW Toureg, пользуются недостатками штатных систем защиты. «Угнать эти машины можно без особого труда, если на них не стоит дополнительная охрана. Злоумышленники высверливают дверь там, где во внутреннем пространстве располагается цифровая шина. Она отвечает за связь между блоком иммобилайзера и блоком управления двигателем. Воры подключаются к ней и получают доступ к автомобилю».

Как спасти железного друга

По словам экспертов, одной заводской сигнализацией автовора не отпугнешь. Самый эффективный метод — установка сразу двух иммобилайзеров, которые будут работать независимо друг от друга. Важно, чтобы при отключении одного из них другой продолжал функционировать.

Другие виды угонов называются «электронными». Угонщики используют специальные приспособления — «кодграбберы», чтобы перехватить код вашей сигнализации. Когда владелец подходит к автомобилю и нажимает определенную клавишу на брелоке, то сигнал пеленгуется и запоминается перехватчиком. Уже через несколько секунд у них будет точная копия электронного ключа. Им остается только выждать подходящий момент, чтобы завладеть автомобилем. «Если вы заметили, что ваша сигнализация внезапно стала работать некорректно, то следует осмотреться вокруг. Угонщики могут следить за вами с расстояния 50-100 метров. Увидите подозрительных людей — не оставляйте автомобиль в этом месте, а лучше найдите другую парковку», — рекомендует эксперт. Избежать этого помогут сигнализации с «подвижным» или диалоговым кодом. Принцип их работы: одна команда — один уникальный сигнал, который не повторяется.

Если ваш автомобиль оснащен системой бесключевого доступа, то угонщик будет использовать специальный ретранслятор, названный «длинная рука». В этих случаях действуют не менее двух злоумышленников. В данной ситуации происходит диалог между машиной и брелоком. Поэтому один угонщик пытается открыть дверь и по специальному устройству ретранслирует сигнал, который подала машина второму участнику операции, который ходит рядом с вами. Устройство, которое находится у другого угонщика, передает сигнал от машины на ваш брелок, брелок отвечает, и это устройство возвращает этот ответ на устройство первого злоумышленника, которое передает сигнал машине. Все. Машина открыта. В данном случае спасти автовладельца могут дополнительные средства защиты: блокировки двигателя и различные датчики, фиксирующие несанкционированный доступ. Кстати, жертвами «длинной руки» часто становятся владельцы «Гелендвагенов» и топовых моделей «БМВ».

Владельцам каких машин надо переживать меньше всего? По статистике угоняемости, автомобили Renault и Peugeot не пользуются популярностью у воров. Это связано с тем, что их цена на вторичном рынке невысока. Нет и нехватки в запчастях для них. Однако эксперты отмечают, что «рыночные» факторы — далеко не главный показатель. Французским производителям удалось создать хорошую систему охраны. Взломать ее достаточно сложно из-за защищенности канала передачи данных.

Читать еще:  Важные советы автомобилистам при езде в дождь

Как не надо ставить сигнализации

Владимир Попов вспоминает множество курьезных случаев, связанных с угонами. «Я помню, что один мужчина, у которого была редкая на тот момент Pontiac Vibe, собрал у себя дома склад из аккумуляторов, которые вытащил из своей собственной машины. Он всегда снимал аккумулятор после поездки, чтобы «друга» не угнали. Однажды он открыл капот, чтобы вставить батарею. Каково было его удивление, когда он увидел, что аккумулятор уже на месте. Угонщик вставил свой собственный аккумулятор, чтобы завести машину, но его что-то спугнуло. Самое забавное то, что это повторилось за месяц несколько раз. Видимо, пугливый попался вор».

По статистике 2014 года, «пятерку риска» возглавляют Toyota Camry, Mitsubishi Lancer, Toyota Land Cruiser 200, Lexus RX350 и Lada Priora. Владельцам этих машин следует особенно внимательно отнестись к вопросу их безопасности.

Воруют всё: почему грузовики, прицепы и экскаваторы – лёгкая добыча для угонщиков

Угоны коммерческого транспорта не занимают первые места в рейтинге похищенных автомобилей, тем более что в России не ведется такая статистика. По неофициальным данным, около 10 % всех угонов в стране приходится на транспорт, используемый в коммерческих целях. Даже если новость о краже экскаватора или асфальто­укладчика попадет в информационные ленты, реакция людей будет скорее всего ироничной и фантазийной. Но проблема от этого не становится менее значимой.

Для владельцев автопарков или частных владельцев техники ситуация с кражей далеко не смешная, ведь убытки при угоне составляют как минимум несколько миллионов, а часто десятки миллионов рублей, что эквивалентно нескольким легковым автомобилям премиум-класса.

Особой «любовью» у угонщиков пользуются наиболее популярные модели: грузовики КАМАЗ, MAN, Scania, прицепная техника Schmitz Cargobull и Krone, экскаваторы-погрузчики JCB и Terex. Но это не значит, что владельцы других марок в безопасности, воруют всё — от подержанных праворульных бетононасосов до современных магистральных тягачей. Косвенно это подтверждается и статистикой профильных центров в сфере автобезопасности.

По результатам 2020 года увеличение количества установок поисковых систем составило 27 % относительно 2019 года, и это несмотря на пандемийный год. «Анализируя первую половину 2021 года, мы видим продолжающийся рост спроса на наши услуги», — комментирует Сергей Минаев, руководитель санкт-петербургской компании «Автопартнер», специализирующейся на монтаже систем мониторинга коммерческого транспорта.

Мера, позволяющая обнаружить уже угнанный транспорт, — совмещение баз данных производителей техники и ГИБДД.

Причин сложившейся ситуации несколько. В первую очередь, как ни банально это звучит, — человеческий фактор. Собственники не воспринимают угрозу угона серьезно, надеясь, что это их не коснется, опираясь на свой предыдущий опыт спокойного владения аналогичным транспортом и делегируя часть проблем безопасности водителям. У некоторых компаний автомобили застрахованы по каско, но здесь тоже несколько подводных камней, начиная с договора с мелким шрифтом, не покрывающим в случае наступления страхового случая стоимость утраченного транспорта, заканчивая постоянным ростом цен на технику, когда выплаченной суммы недостаточно для приобретения аналогичного транспортного средства, и такого рода ошибка может быть фатальна для небольшой фирмы.

Так называемый «угон удочкой» подразумевает, что сигнал ключа ретранслируется специальным устройством от водителя к машине на дальность до нескольких сотен метров.

Еще одна проблема — это слабая техническая защищенность автомобильной и специальной техники. Основное внимание производитель уделяет надежности и стабильности работы системы пуска двигателя, чтобы минимизировать простой. Иногда заводы-производители допускают возможность запуска мотора по обходной технологии, когда в любой глуши, прямо на месте поломки замка зажигания, водитель с помощью перемычки в виде отрезка провода может устранить проблему и закончить рейс. Этим же путем следуют и похитители.

Если же брать современные модели коммерческого транспорта, в которых присутствует противоугонная защита, сопоставимая с защитой легковых автомобилей, то угонщики применяют оборудование, используемое для угона легковушек. Наиболее распространенный метод угона — показать транспортному средству наличие штатного ключа, после чего электроника, проанализировав код ключа и увидев, что ключ «родной», дает разрешение на запуск. Этот метод называется «угон удочкой», потому что сигнал ключа ретранслируется специальным устройством от водителя к машине на дальность до нескольких сотен метров. Этого расстояния вполне достаточно, чтобы передать код ключа от места хранения к автомобилю или спецтехнике.

«Этому способу угона уже более пяти лет, и он продолжает набирать популярность», — говорит Алексей Курчанов, эксперт «Угона.нет».

По неофициальным данным, около 10 % всех угонов в стране приходится на транспорт, используемый в коммерческих целях.

Второй наиболее распространенный метод угона — запись еще одного ключа в память автомобиля. Для этого достаточно подключиться к определенным точкам электронного блока автомобиля, трактора или погрузчика специальным программатором ключей, и на руках у угонщика окажется валидный ключ, способный запустить двигатель. Ну и никто не отменял обычную кражу ключей, как правило, хранящихся без должного соблюдения элементарных мер безопасности. Отягчающим обстоятельством при этом является посменная работа техники, высокая текучка водителей и низкая финансовая заинтересованность персонала, когда техника «ничья». Владельцы тоже не отстают в погоне за оптимизацией расходов, экономя на охраняемых стоянках, видеонаблюдении, системах контроля и учета доступа.

Немаловажным фактором является особенность эксплуатации угнанного транспорта: похищенная спецтехника после угона может работать на обособленных территориях, зачастую не покидая закрытые строительные площадки, не попадая на чужие глаза и в объективы дорожных камер, тем самым затрудняя опознание. Также возможен перегон в другие регионы, а если речь идет о приграничных районах, то и в другие страны, что сводит на нет выдачу даже найденных транспортных средств. Все перечисленные факторы позволяют угонщикам чувствовать себя уверенно, а учитывая высокую маржинальность угонов и технологическое развитие индустрии производства угонного оборудования, рассчитывать на улучшение ситуации не приходится.

Но неужели все так плохо? Каким образом можно если не решить проблему, то хотя бы минимизировать? Необходим комплексный подход, который потребует усилий от всех сторон. Начинать нужно с формирования позиций профессиональных объединений, которые должны донести до законодателей суть проблемы и предложить методы профилактики, к которым относятся сертификация только криптостойких компонентов, используемых производителями коммерческой техники, и выработка норм и требований, позволяющих сократить количество угонов техническими средствами. В компетенцию производителя должна входить множественная маркировка узлов и агрегатов уникальными идентификаторами, делающими экономически невыгодным процесс легализации, тогда как сейчас достаточно изменить VIN-номер на раме, перебить номер на двигателе — и готова новая транспортная единица. Следующая мера, позволяющая обнаружить уже угнанный транспорт, — совмещение электронных баз данных производителей техники и ГИБДД. Согласитесь, странно если в регистрационный отдел ГИБДД поданы документы на регистрацию прицепа, который, судя по идентификаторам завода, не производился вовсе или под одним идентификационным номером пытаются поставить на учет самосвал в Воронежской области, когда такой же самосвал, с таким же VIN-номером уже зарегистрирован в Псковской области.

Системы телематики не предназначены для профессиональной защиты, устанавливаются зачастую на виду и не представляют серьезной угрозы для угонщиков, прекрасно осведомленных о таком оборудовании.

Но существуют и более приземленные методы противодействия угонам — от усиления трудовой дисциплины до технических способов защиты. «В своей работе мы применяем меточные системы авторизации водителей, основанные на диалоговом алгоритме шифрования, не подверженном ретрансляции и электронному взлому. Чтобы исключить риск кражи ключей, используется так называемая «вторичная» авторизация, когда движение возможно при соблюдении двух событий — появления радиометки и набора штатными кнопками некого кода, по которому противоугонная система понимает, что с радиометкой пришел человек, допущенный к управлению, а не тот, кто украл ключи и метку», — говорит Николай Баранов, эксперт «Лаборатории Кондрашова» (Москва).

Некоторые собственники парков оснащают свои автомобили и спецтехнику системами мониторинга, позволяющими отслеживать местоположение, маршруты передвижения, контроль расхода топлива, простой и работу. Эти устройства позволяют определять по GPS-координатам с точностью до нескольких метров реальное местоположение, и владельцы надеются на такие системы при угоне. Недостаток заключается в том, что такие системы не предназначены для профессиональной защиты, устанавливаются зачастую на виду и не представляют серьезной угрозы для угонщиков, прекрасно осведомленных о таком оборудовании.

«Для поиска угнанных транспортных средств мы используем поисковые маяки-закладки, имеющие миниатюрные размеры, встроенное резервное питание на случай отключения штатного электропитания, позволяющие выходить на связь в течение одного года. Такие устройства находятся в спящем режиме, ничего не излучая, и выходят на связь по таймеру, который может варьироваться от нескольких часов до месяца. Большое значение имеет профессиональная установка и нестандартные места размещения маяков», — продолжает Сергей Минаев («Автопартнер»).

Читать еще:  Как не купить автомобиль-подделку?

Казалось бы, панацея найдена: поставь поисковый маяк и будь уверен, что всегда найдешь свою технику, даже когда ее угнали. Но не все так радужно, ведь профессиональные автоворы имеют в своем арсенале системы подавления GPS- и GSM-сигналов, так называемые «глушилки». Соответственно, транспортное средство покидает место угона под прикрытием «глушилки», затем очищается от систем мониторинга, маяков и другого оборудования, позволяющего передать местоположение, и только затем происходит легализация похищенного.

«Основная трудность защиты грузового, специального и другого коммерческого транспорта, — это невозможность применить весь арсенал имеющихся в нашем распоряжении противоугонных средств, которые мы используем для охраны легковых автомобилей, — объясняет Александр Маренич, руководитель студии ANTIUGON161 (Ростов-на-Дону). — У нас нет возможности заблокировать колеса и исполнительные механизмы ввиду их физической доступности и относительной простоты технического исполнения. Еще один момент, который нужно учитывать, — это более жесткие условия эксплуатации, накладывающие определенные ограничения на выбор противоугонного оборудования, ведь мы понимаем, какие убытки несет собственник от простоя коммерческой техники в случае выхода из строя охранного оборудования. Поэтому мы используем автоматические противоугонные роботизированные комплексы, в состав которых входят сервоприводы в составе противоугонных электромеханических замков, физически ограничивающие доступ к жизненно важным элементам безопасности. А в качестве систем управления применяем только всепогодные электронные блоки, собранные на промышленных радиоэлементах».

«Хочу рассказать о своем наблюдении, — добавляет Сергей Бородачев, руководитель установочного центра «Стал-авто» (Самара). — При установке противоугонного оборудования владельцам бизнеса нужно учитывать психологию конечного пользователя. Я часто наблюдаю ситуацию, когда водитель спецтехники, проходя обучающий инструктаж после установки охранного оборудования, первым делом задает вопрос: как это все отключить? Тем самым сводя на нет наши совместные усилия по защите от угона».

Подводя итоги, можно сказать, что на сегодняшнем этапе защита от угона коммерческого транспорта, к сожалению, интересна только владельцам бизнеса как людям, кровно заинтересованным в сохранности своего недешевого имущества. Технически можно подобрать противоугонную защиту, минимизирующую угон, но для этого нужно найти опытных профессионалов, понимающих, что они делают и располагающих знаниями о конкретном транспортном средстве. Главное — не допускать мысли, что невозможно спастись от угона, ведь если ваш грузовик или экскаватор будет сопротивляться сильнее, чем такой же, но не оборудованный дополнительными системами охраны, высока вероятность, что попытка угона будет прекращена.

Вашу машину хотят угнать: 6 признаков

По статистике МВД, при угоне преступники чаще всего взламывают двери и замки зажигания с помощью механических «проворотов». А еще могут разбить стекло, чтобы попасть в салон. Двигатель заводят дубликатом ключа. Часто используют и специальные радиоэлектронные средства, которые позволяют открывать двери, завести мотор и заблокировать противоугонную систему.

Прежде чем угнать автомобиль, его, как правило, «проверяют». Способов такой проверки известно много. Вот самые популярные.

Телефонные звонки

Как и подавляющее большинство мошеннических действий, угон может начинаться с телефонных звонков. Их цель — выяснить, как защищена ваша машина. Ваши контакты могут найти через различные базы, доступные преступникам. Чтобы ответить на вопросы незнакомца по телефону, надо быть совсем, скажем мягко, наивным. Хотя он и может представиться, например, сотрудником сервиса, где вы (якобы) недавно устанавливали сигнализацию.

Задача несколько упрощается, если вы выложили объявление о продаже автомобиля. За чередой безобидных вопросов потенциального покупателя могут последовать «скользкие»: что установлено? Беспроблемно ли работает? Где храните машину? На последний не стоит отвечать ни при каких условиях. На два первых — после совершения сделки: не оставлять же следующего владельца в неведении относительно того, как обращаться с приобретением.

Просьба о помощи

Преступники любят давить на жалость и человечность при разных нарушениях закона. Не исключение и угоны. Ни в коем случае не призываем игнорировать просьбы о помощи! Только не теряйте голову, бросаясь помогать незнакомцу. Оставленная без присмотра машина — легкая добыча, ради которой, возможно, и затеян спектакль. Сначала заглушите двигатель, закройте окна, поставьте на сигнализацию и только после этого помогайте незнакомцу.

Резонансный случай произошел 18 июня 2012 года в районе Русаковской набережной в Москве. Volvo S60 пробил ограждение и упал в реку. На помощь бросились очевидцы, в том числе водитель Audi Q7, проезжавший мимо. В это время 44-летний москвич Евгений Кирин, который также стал очевидцем аварии, угнал внедорожник. Попутно прихватив личные вещи владельца Audi: футболку, джинсы и наплечную сумку. На следующий день угонщика задержали, а 29 ноября приговорили к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

«Глюки» сигнализации

Очень важный сигнал — нестандартно срабатывающая сигнализация. Конечно, никто не застрахован от обычных глюков электроники (особенно если противоугонная система установлена не на заводе) или от садящейся батарейки в брелоке. И все же это повод для беспокойства. Внезапные тревоги, постановка или снятие с охраны не с первого раза, любые отклонения от привычного уклада могут свидетельствовать о том, что машину «прощупывают». Следует насторожиться, если они повторяются регулярно, а простые ходы (вроде замены батарейки в пульте) не помогает.

Совет: при ночных тревогах уж точно не стоит выскакивать к машине с ключами. Возможно, этого преступники и ждут, а вы облегчите им задачу.

Незакрытая машина

Каждого, наверное, хотя бы раз посещала паранойя: закрыл ли я машину или квартиру? Вроде бы действия эти происходят «на автомате», но стоит задуматься о них, и кажется, что — забыл. Не спешите грешить на ранний склероз, если по возвращении обнаружите автомобиль незапертым. Не исключена работа угонщиков. Возможно, они просто примериваются к вашей машине, ищут подходы и слабые места. Или их спугнули, не дав довести дело до конца. Прямо на месте, конечно, ничего не сделать. Разве что сразу отправиться к установщикам охранной системы с просьбой улучшить защиту.

По данным МВД, угоны в ночное время, в основном, совершаются на неохраняемых парковках придомовых территорий, а днем — у торговых центров.

Метки на машине без присмотра

Очевиден интерес криминальных элементов к автомобилям, долго стоящим на одном месте. Это, однако, не гарантия того, что за ними вообще никто не присматривает. Бывает, машина не используется, но стоит прямо под окнами и постоянно на виду. Простейший способ проверить, есть ли надзор, — подсунуть под дворник или в зазор двери какую-нибудь брошюру, положить на кузов ветку. Если владелец «активен», мусор быстро исчезнет. Нет — угонщики воспримут это как знак к безопасной работе.

Отсюда совет. Увидели нечто подобное на своем редко используемом автомобиле — убирайте. Заодно создайте иллюзию поездки: переставьте на другое место, сгоняйте на мойку.

Внешнее вмешательство

Сигнализируют о подготовке к угону любые следы вмешательства, оставшиеся на кузове. Например, отогнутый подкрылок подсказывает о поисках подступов в подкапотное пространство с дополнительными замками. За пластиком колесной арки часто имеется доступ к его тросикам. О том же свидетельствуют поврежденные личинки замков. А прорези в неожиданных местах — отнюдь не выходка хулиганов, а попытка добраться до электронных блоков.

Бывают и менее очевидные вмешательства. Например, в салоне заметите перекошенные панели или грязь, которых раньше точно не было. При внешней целостности кузова снаружи это может означать, что тоже к чему-то подбирались, примерялись и даже не постеснялись залезть внутрь.

Такая многоходовка имеет смысл, если автомобиль очень хорошо защищен или ценность для угонщиков представляет конкретно ваш экземпляр. Внимательный владелец сделает правильные выводы и сбережет свою собственность: установит дополнительную защиту, переставит на охраняемую территорию.

Любой из признаков, описанных выше, может оказаться локальным сбоем или хулиганской выходкой. Реагировать на каждый «из всех орудий» — паранойя. И все же осторожность не повредит. Если же отказываться от запланированных дел и ритма жизни вы не готовы, постарайтесь, по крайней мере, в течение некоторого времени оставлять автомобиль под присмотром камер или охраны.

Рекомендации экспертов

Специалисты компании Угона.нет отмечают, что есть несколько способов — бюджетных или вообще бесплатных — снизить степень интереса злоумышленников конкретно к вашему автомобилю. Мигающим светодиодом — имитацией сигнализации никого не напугаешь. Охраняемая стоянка тоже не панацея. Миф о неугоняемости машин с аэрографией тоже давно развеян (да и установить качественную систему защиты дешевле). А вот имитация неисправности двигателя или качественный механический блокиратор могут спасти. Ведь при некоторых из описанных выше способов «прощупывания» потенциальной добычи преступники о них узнают, а это для них дополнительные сложности.

Фото: из архива редакции, depositphotos

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector