Юридически грамотно реагируем на требование автоинспектора выйти из автомобиля - АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Jeep-centre.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Юридически грамотно реагируем на требование автоинспектора выйти из автомобиля

Топ-6 формулировок для общения с инспектором ГИБДД

Порядок на дорогах общего пользования напрямую зависит от того, насколько правильно общаются участники движения с инспекторами дорожно-патрульной службы. Чтобы заранее предупреждать неприятные ситуации и отстаивать свои права, нужно знать, как корректно коммуницировать с людьми в погонах. По этому вопросу есть юридические нормы, а также практические наработки, которые являются краткой памяткой водителю при общении с ДПС. Как всегда, начинать нужно с законодательства, то есть теории.

Общение с точки зрения буквы закона при факте нарушения ПДД

Во-первых, обе стороны общения являются равноправными, поэтому автовладелец обязан учтиво относиться к госслужащему. А тот, в свою очередь, должен быть не менее вежливым, учтивым и объективным. При этом в разговоре не должно быть личной неприязни, не говоря уже о негативном влиянии плохого настроения. Нарушение этого «железного» закона со стороны водителя – имеется в виду хамство, употребление матерных слов и пр. – причем независимо от того, были или не были нарушены Правила, плохо отразится в первую очередь на нем же.

Наказание за оскорбление госслужащего:

если посторонних лиц и свидетелей не было – административный штраф до 2 500 руб., альтернативный вариант предполагает арест на 15 суток;

наличие посторонних граждан увеличивает размер наказания до 40 000 руб. или 360 ч исправительных работ. В отдельных случаях срок исправительных работ может составлять 12 месяцев.

Поэтому при потенциально совершенном ДТП с работником ГАИ лучше не спорить, а водителю следует заполнить свою часть протокола. При этом у автовладельца 2 варианта: согласиться со своим нарушением и дать подпись о том, что штраф будет выплачен в течение 70 суток, либо не признаваться в правонарушении, и оспорить его в течение 10 суток. Во втором случае следует постараться собрать доказательную базу о своей невиновности.

Однако бывают случаи, когда владелец машины абсолютно уверен в своей невиновности, а постовой, мягко говоря, в беседе мало похож на работника ДПС. Здесь остается только одно – постараться вести себя как можно более спокойно и уверенно. И, разумеется, не совершать ответных выпадов, иначе в дальнейшем отстоять свою правоту в суде будет гораздо труднее.

Общение на практике

Как вести себя с инспектором ГИБДД, знают все опытные водители, а новички, как правило, совершают массу ошибок. Например, останавливаются не сразу или не на конкретное место, указанное инспектором. Такие действия зачастую трактуются как отказ в остановке и караются штрафом, хотя есть четкий, годами выработанный алгоритм остановки по всем правилам.

Сразу же после отчетливого сигнала автоинспектора водитель обязан немедленно остановиться. При этом сотрудник ГАИ тоже обязан указать конкретное место остановки транспортного средства.

Если автомобиль останавливается в сумерках или ночью, водителю можно вести общение с закрытой и даже заблокированной дверью – это прописано законодательно.

Самые предусмотрительные автовладельцы перед остановкой включают диктофон и надиктовывают время и место, где их «тормознул» гаишник. Также для этих целей можно использовать видеорегистратор, однако у диктофона есть преимущество – его можно спрятать в кармане. И нужно помнить, что в случае несогласия обе стороны имеют право использовать аудио- и видеоаппаратуру.

Стандартная памятка водителю при общении с ДПС также рекомендует, что для общения боковое окно нужно приоткрыть и записать или запомнить ФИО сотрудника ГИБДД, его звание и номер жетона.

После своего представления человек в погонах обязан уведомить, что является причиной остановки. И только после этого, согласно закону, он имеет право потребовать у водителя документы. Однако нужно всегда помнить, что совсем не обязательно водительское удостоверение или техпаспорт на машину передавать в руки – их можно приложить к стеклу или просто показать в окошке. Если же другая сторона в приказном порядке требует передать документы, то такие требования можно законно опровергать.

Кстати, перечень причин для остановки тоже строго регламентирован, и его тоже лучше знать досконально:

нарушение ПДД водителем или пассажирами в машине;

проверка документов у шофера;

предположение, что данное транспортное средство угнано и находится в розыске;

Читать еще:  Как сохранить машину, если нет гаража?

предварительная информация, что автовладелец или пассажиры являются инициаторами аварии или другого противоправного поступка;

оказание помощи инспектору ГИБДД либо другим участникам дорожного движения;

если водитель или пассажиры были свидетелями ДТП – необходимость их опроса;

уведомление о запрете дальнейшего движения либо иная информация, относящаяся к безопасности пути.

Нужно знать!
Если инспектор предлагает просто выйти из машины, то водитель имеет право отказать в этом. Чтобы потребовать такие действия, человек в погонах обязан предъявить веские доводы, в числе которых:
техническая неисправность автомобиля, подлежащая немедленному устранению;

намерение сотрудника провести досмотр – но, опять же, для этого должны быть веские причины;

подозрение в том, что водитель либо пассажиры нетрезвы или являются нарушителями закона;

намерение привлечь автовладельца в качестве понятого;

автоинспектор уверен, что водитель представляет для него угрозу.

Очевидно, что этот список довольно неоднозначен и «размыт». Поэтому чисто с психологической точки зрения, для создания комфортной атмосферы лучше беседовать вне пределов салона машины. Однако что касается предложения пересесть в автомобиль ГАИ, то его допустимо элементарно проигнорировать. Причем все сидящие в машине люди – законные свидетели, имеющие полное право присутствовать как при общении с представителем ГИБДД, так и заполнении протокола.

Остановка транспортного средства

Пункт 85 Административного регламента ГИБДД определил, что сотрудник ДПС может останавливать транспортное средство с помощью громкоговорителя, а также жеста руки с жезлом или красным диском. Дополнительно для привлечения внимания могут быть использованы иные звуковые и световые сигналы. Пункт 86 того же Регламента обязал сотрудников ГИБДД указывать место остановки автомобиля.

Пункт 88 указал, что не допускается остановка транспортного средства в местах, где это запрещено правилами дорожного движения (за исключением отдельных случаев). Однако это не означает, что водитель может проигнорировать требование инспектора об остановке. В любом из случаев ему необходимо включить правый поворот, прижаться к указанному месту на обочине и открыть (приоткрыть) окно для общения с инспектором. Сразу выходить из машины не обязательно.

Что обязан выполнять сотрудник ДПС?

Во-первых, когда автомобиль останавливается за нарушение правил, то работник ГАИ обязан указать пункт ПДД, который был нарушен. Во-вторых, когда целью остановки стало участие водителя и пассажиров как свидетелей и понятых, представитель ДПС должен кратко и доходчиво проинформировать граждан об их правах в данном качестве.

Правила поведения инспектора ГИБДД предписывают предъявить служебное удостоверение, если его действия водитель посчитал неправомерными или госслужащий не сумел назвать конкретный пункт ПДД, который якобы нарушен. Также водитель имеет право записать данные постового. А тот, в свою очередь, обязан назвать телефоны, по которым автовладелец может обратиться для обжалования действий инспектора. Иногда инспекторы просто называют номер дежурного, который имеет законное право принять жалобу – и это вполне допустимо.

Вопросы инспектора

Вы не обязаны отвечать на все вопросы инспектора ГИБДД. Если он интересуется, куда или откуда едете, какой знак проехали или знаком ли вам какой-то пункт из ПДД, задайте встречный вопрос, должны ли вы отвечать на все эти вопросы? Если услышите утвердительный ответ, потребуйте сослаться на закон, который вас обязывает делать это.

По 51-ой статье конституции вы не обязаны отвечать на вопросы сотрудников полиции. Если вас что-либо смутит, звоните по телефону доверия (его обязан сказать инспектор или он всегда есть на патрульной машине). Служба доверия сразу реагирует на все нарушения закона и круглосуточно принимает звонки.


Видео:

Нарушения, совершаемые инспекторами Госавтоинспекции

Отсутствие нагрудного знака – это крайне грубое нарушение.

Передвижение в рабочее время не на служебном транспорте.

Намеренное сокрытие автомобиля из вида – за кустами, деревьями, домами и пр.

Отсутствие на служебном транспорте проблесковых маяков. Если при этом «гаишный» автомобиль припаркован в запрещенном месте либо нарушены другие пункты ПДД, инспектор должен отвечать по закону как обычный водитель.

Предъявление автовладельцу не существующих в законе правонарушений или их придумывание «на ходу». В таких случаях водителю следует сделать в протоколе пометку «сержант ФИО вымогает деньги». Тогда вероятность того, что такому протоколу не будет дан ход, почти стопроцентная.

Читать еще:  Простые советы о том, как продлить жизнь автомобилю

Довольно редкое явление, но оно тоже имеет место – чрезмерная агрессия сотрудника дорожно-постовой службы. Здесь все просто: водителю нужно позвонить в службу доверия либо подать заявление в вышестоящую инстанцию.

Место стоянки патрульной машины

По инструкции сотрудники автоинспекции должны использовать служебные транспортные средства. Ставить их разрешается в хорошо обозреваемых местах на дороге, а не прятать за деревьями или билбордами. Если инспектор скрыл патрульную машину в кустах или за зданием, он нарушил требования инструкции, по которой он обязан работать. Если патрульная машина стоит с нарушением пункта 12 из ПДД (про остановку и стоянку) и не включены проблесковые маячки, инспектор по закону может понести за это нарушение ответственность – вы должны этому поспособствовать, если конечно пожелаете. немногим водителям известно, что сотрудники автоинспекции на служебных машинах с выключенными маячками приравниваются к обычным участникам дорожного движения, поэтому обязаны нести соответствующую ответственность.

Грамотное заполнение протоколов – основа вашей защиты

В вопросе, как вести себя, если остановил инспектор ГИБДД, в плане составления документов о нарушении, есть «золотое» правило: вину должен доказывать представитель органов, а не наоборот, автовладелец свою невиновность. Во-вторых, объяснения, как и подпись водителя в протоколе – его право, но не обязанность. Соответственно, когда в протоколе в определенной графе есть слова «Подпись нарушителя», то слово «нарушителя» следует зачеркнуть и надписать сверху «водителя» . Это весьма важный момент, который означает, что владелец автомобиля опровергает свою виновность. Также, при наличии свободного места, лучше написать «не согласен» – и тогда при дальнейшем разбирательстве будет ясно, что человек за рулем с самой первой минуты не соглашался с действиями инспектора. А чтобы в строчке, «свидетели» со временем не появились непонятно откуда взявшиеся ФИО, в пустой графе рекомендуется поставить широкую подпись, чтобы не осталось свободного места. Также нужно знать об особенностях конкретных видов протоколов.

Нарушение скоростного режима.

Как сказано выше, инспекторы должны доказывать превышение допустимой скорости. И если водителю предъявляется «фен» с непонятными цифрами – можно смело опротестовывать протокол. Потому что на радаре должно быть указано, что скорость фиксировалась именно по данному автомобилю, и что показатели снимались именно сейчас, а не на прошлой неделе.

Непристегнутый ремень.

Как правило, он выходит на передний план, когда у сотрудника ГИБДД закончились аргументы в пользу другого, более тяжелого правонарушения. Однако езду без ремня тоже нужно доказать – предъявить видеозапись или свидетелей, причем сразу же. Если этого нет, то можно просто заявить: «Да, конечно, непристегнутым водить нельзя. Но я снял ремень только что, пока вы шли к моему автомобилю»…

Загрязненные знаки.

По правилам 2021 года, запрещено управлять машиной с грязными номерными знаками, которые инспектору ГИБДД не видны с 20-метровой дистанции. Разумеется, в темное время суток. Однако для фиксации этого нарушения требуется создавать условия, приближенные к заданным, чего на практике никогда не делается. Поэтому, если водитель ведет себя уверенно и не заискивает, дело ограничивается просьбой протереть «табличку». И все – никакого штрафа.

Кончились аргументы

Последней претензией, когда у инспектора ДПС кончились аргументы, а оштрафовать жуть как охота, является «непристегнутый ремень».

Однако в данном случае неплохо срабатывает следующий аргумент: «Нельзя управлять ТС без пристегнутых ремней во время езды, а я, как водитель, снял ремни буквально только что, пока вы ко мне подходили». Дело в том, что доказать обратное, если только инспектор не предъявит фото-видео материалы, где детально виден непристегнутый ремень во время движения (что вряд ли получится), будет весьма проблематично. Особенно, если в качестве свидетеля вы предложите своего пассажира

Удачи на дорогах!

Автоинструкторы всегда в курсе

Благодаря следованию памятке водителю при общении с ДПС удается избегать штрафов, лишения прав и прочих неприятностей. Однако в России ПДД в последние годы меняются настолько стремительно, что даже профессиональные водители не всегда успевают их отслеживать. И только частные автоинструкторы, которые в силу своей принадлежности к «дорожным учителям» всегда в курсе последних событий, способны ежедневно штудировать законодательство. Поэтому взять у них пару-тройку уроков – всегда только на пользу!

Читать еще:  Замена масла: нужна ли промывка двигателя?

Инспектор просит выйти из машины. А если я откажусь?

Ситуация с необходимостью выходить из машины по требованию инспектора на первый взгляд довольно запутанная. С одной стороны, «законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами» (смотрим п.3.ст. 30 ФЗ «О полиции» ). За отказ предусмотрена достаточно суровая санкция — до 15 суток ареста. С другой стороны, в Административном регламенте ГИБДД нет такого пункта, согласно которому инспектор мог бы требовать водителя покинуть его авто без объективной на то причины (раздел «Права и обязанности должностных лиц при осуществлении федерального государственного надзора». Ключевой момент — «без объективной причины». Их может быть несколько:

  • Проведение досмотра транспортного средства (например, похожая машина числится в розыске). В этом случае инспектор сначала составляет протокол о досмотре транспортного средства, в котором участвует водитель.
  • Отстранение от управления транспортного средства (п. 224 Административного регламента ГИБДД). Сама формулировка предполагает то, что водитель должен будет покинуть салон авто, поскольку, оставаясь внутри, он может попытаться скрыться от инспекторов.
  • Задержание транспортного средства. В КоАП РФ существует целый ряд статей, предусматривающих задержание авто. В этом случае машину эвакуируют на спецстоянку, где она находится до момента устранения причины задержания.
  • Административное задержание водителя. Конкретных оснований для применения данной меры КоАП РФ не предусматривает, а лишь указывает, что она применяется в исключительных случаях и при наличии острой необходимости.

Итак, фраза: «выйдите, пожалуйста, из машины» — просьба, которая должна иметь под собой основание. Так что ничто не мешает напрямую спросить у инспектора, в чем причина. Если объяснения не последовало, вы вполне можете остаться в салоне. Только не забывайте, что в некоторых случаях согласие выйти из машины без демонстрации своих глубоких познаний в законодательстве может сэкономить ваше же время и избавить от дополнительной нервотрепки.

«Примерно года два назад в Москве меня остановили инспекторы ДПС, — рассказывает главный редактор zr.ru Артур Саруханов. — Проверили документы и попросили выйти из машины. Я не понял, в чем, собственно, дело, но подчинился. Оказалось, что у меня была залита незамерзайка, которая резко отдавала спиртом, а сотрудник ГИБДД, общаясь со мной через окно, заподозрил, что пахнет от меня. Благо, после того как я вышел из машины, все удачно разрешилось, и я поехал дальше».

Согласно п. 93 все того же Административного регламента, предложение выйти из машины может поступить вам в случаях:

  • наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Обратите внимание, что «предложение» в данном случае — то же самое, что требование. Так что не подчиниться вы не можете — все-таки перед вами представитель власти. А вот если вы видите, что инспектор действует, что называется, не по процедуре, смело снимайте его на камеру, просите включить регистратор в патрульной машине. В дальнейшем, если дело дойдет до суда, у вас на руках будут доказательства допущенных нарушений. Согласитесь, это гораздо разумнее, чем просто сидеть в машине и упорно доказывать сотруднику полиции, что он неправ.

  • Ответы на многие вопросы, касающиеся взаимоотношений с инспектором ГИБДД, вы найдете в соответствующем разделе Парка документов «За рулем».
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector