5 способов, как не заснуть за рулем - АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Jeep-centre.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 способов, как не заснуть за рулем

Как не заснуть за рулем?

В одной из недавних записей я сказал о том, что самое страшное, что может сделать водитель — это заснуть за рулем. Даже если Вас несет на встречную под фуру, у Вас есть микроскопический шанс своими действиями повлиять на происходящее. Если Вы заснули, этого шанса нет в принципе. Потому что Вы не влияете уже вообще ни на что.

Засыпают за рулем самые разные люди. Новички и опытные водители с большим стажем. «Подснежники» и профессионалы. Засыпают обычно в темное время суток (хуже всего — последние часы перед рассветом). Но и днем никто не застрахован от сна. Буквально в минувшую субботу я, возвращаясь из Изборска, почувствовал, что меня клонит в сон. А было, между прочим, три часа дня и яркое солнце. Просто не выспался накануне, просто попал после прогулки на морозе в теплый салон, просто довольно долго ехал по пустой дороге без встречных и попутных машин.

Как не заснуть за рулем? Очень важный вопрос, особенно для тех, кто ездит на дальние дистанции. Хотя и на короткие тоже: впервые я вырубился, возвращаясь из ближайшего пригорода Петербурга примерно в десять часов вечера. Давайте сперва разберем, какие способы используют люди, чтобы не уснуть в дороге. Их в общем и целом три.

1. Что-нибудь съесть или выпить. Обычно — кофе или энергетик. Некоторым помогает, другим не очень. На меня, например, энергетики не действуют вообще, заварной кофе — довольно слабо. Проблема заключается в том, что Вы никогда не знаете, хватит ли воздействия бодрящего напитка в данных конкретных условиях. Допустим, Вы выпили двойной эспрессо в девять вечера, в одиннадцать попытались лечь спать и в итоге проворочались до двух часов ночи. Уверены ли Вы в том, что в пять часов утра после суток в дороге эффект будет столь же сильным?

Единственная химия, которая гарантированно не даст уснуть за рулем — это адреналин. Не тот, который в банках с яркими надписями, а тот, который вырабатывают Ваши же надпочечники. Помню, как я боролся со сном перед рассветом на М-10 в Тверской области, возвращаясь с юга в Петербург. К счастью для меня, началась «трехполоска» с чередующимися полосами для обгона. Я пошел обгонять колонны фур, сосредоточился, адреналин устремился в кровь… сон как рукой сняло. Проблема в том, что устраивать себе специально выбросы адреналина на трассе за счет собственного вождения — мягко говоря, так себе решение.

Есть еще и разные запрещенные вещества, но я о них по понятным причинам писать не буду. Сам никогда не пользовался и Вам не советую.

2. Двигаться. Обычно — что-нибудь жевать. Проблема здесь заключается в том, что делать это надо непрерывно. Малейшая пауза — и Вы провалитесь в сон. Соответственно, надо постоянно следить, чтобы не было пауз — а это требует постоянной затраты ресурсов мозга, внимание рассеивается, Вы устаете еще больше.

3. Поручить Вас тормошить другому человеку. Многие считают этот способ очень хорошим, но полагаться на него ни в коем случае нельзя. Я засыпал за рулем два раза и еще в двух случаях был очень близок к тому, чтобы отрубиться. Во всех четырех ситуациях я ехал не один! Однако мой напарник либо сам дремал, либо просто не успел отреагировать на происходящее. «Все время тормошить» — это очень легко сказать, но сложно сделать. Ведь для того, чтобы водитель уснул, достаточно буквально нескольких секунд. Кроме того, привлекая внимание человека за рулем, напарник одновременно отвлекает его от дороги, что тоже ситуацию отнюдь не упрощает и безопасности не способствует.

Есть и разные другие способы. Например, я в свое время включал в машине «Дискотеку Авария» — не от большой любви к их творчеству, просто рваные ритмы их песен меня бодрили. Еще советуют выйти из машины и размяться. Но все это мало поможет, если Вам действительно хочется спать.

Какой же существует способ не уснуть за рулем? Он всего один, простой и очень банальный. Остановиться и поспать.

Да, при этом Вы потеряете немного времени. Но, заснув за рулем, есть немаленький шанс потерять всю оставшуюся жизнь. Или, как минимум, серьезно ухудшить ее.

Почему же многие, в том числе профессиональные водители, упрямо продолжают ехать вперед, пока не засыпают?

Во-первых, из-за недооценки опасности. Особенно если человек уже много раз успешно боролся со сном. Особенно если он едет издалека и осталось сравнительно немного. Позади уже полторы тысячи верст, осталось каких-то триста километров — и я буду дома, в постели с женой. То, что триста километров — это еще три часа пути, а человек уже сейчас никакой, при этом не учитывается.

Во-вторых, из-за усталости Вашего мозга. Представьте себе, что Вы вернулись с работы поздно вечером, голодный, злой и невыспавшийся. Вы мечтаете просто съесть что-нибудь горячее и упасть в кровать. И тут к Вам подходит жена с важным вопросом. Что Вы ей скажете? Наверняка «решай сама» или «поговорим завтра». Потому что усталый мозг не любит принимать решения, ему надо для этого напрягаться, а у него уже нет сил. За рулем то же самое: чтобы просто ехать дальше, никакие решения не нужны. Вы продолжаете делать то, что уже делаете. Остановиться и поспать — это решение. Вернее, целый букет решений: где остановиться? Как поставить машину? Ставить ли будильник? Естественно, подсознание будет всячески избегать необходимости мучить и без того усталый мозг.

Читать еще:  Можно ли ездить с просроченными водительскими правами

Между тем, вопросы далеко не праздные. Вот Вы решили остановиться и поспать: где это сделать? Особенно если местность пустынная, а дорога незнакомая. Просто на обочине — явно не лучшее решение. Заезжать в лес? Свернуть на деревенскую улочку? А это безопасно?

Я здесь не буду давать советы по поводу того, какое место выбрать для короткого сна. Сам я в таких случаях парковался на заправках. При этом соблюдал четыре правила: двери заперты, я на водительском месте, ключ в зажигании, мотор заглушен. Это серьезно уменьшает шансы влипнуть в неприятности.

Главная моя мысль заключается в том, что остановку на «ночлег» надо планировать заранее. Как правило, человек заранее знает, что ему предстоит ехать далеко и ночью. Что мешает заблаговременно посмотреть карту маршрута, собрать информацию и выбрать места, где можно остановиться и поспать? По большому счету, только лень. Между тем, эта сравнительно небольшая работа избавляет Вас от необходимости делать все то же самое усталым в темноте и может спасти Вашу жизнь. Да и жизни других людей тоже.

5 необычных способов не уснуть за рулем

Ситуации бывают разные. Каждый водитель принимает решение об остановке самостоятельно, опираясь на опыт и самочувствие. Главное — не забывать при этом, что вы отвечаете не только за себя, но и за пассажиров. А еще есть люди вокруг: в попутных и встречных автомобилях, с которыми вы можете столкнуться, если не совладаете со сном. Мы привыкли недооценивать эту угрозу.

Федерация автомобильных клубов Северной Америки (AAA — произносится «Triple A») исследовала, как влияет сонливость за рулем на вероятность попасть в дорожно-транспортное происшествие. В исследовании участвовали более 3500 добровольцев, автомобили которых оснастили видеокамерами на несколько месяцев. За время проведения исследования случилось 700 аварий. И в 9,5% этих несчастных случаев сопутствующим фактором являлась усталость водителей. Это гораздо больше, чем считалось до сих пор, — в исследованиях, фигурировавших ранее, утверждалось, что такие аварии составляют не более 1–2%.

Так или иначе, есть несколько способов отсрочить сон и проехать с приемлемой концентрацией внимания еще несколько десятков, а то и сотен километров. Не будем вспоминать общеизвестные советы про говорливых пассажиров, которые должны постоянно следить за водителем, или про энергетические напитки. Если речь о ночной поездке, когда вероятность уснуть за рулем наибольшая, то и пассажиры тоже хотят спать. А энергетики действуют на людей по-разному.

Но вот советы, о которых вы вряд ли слышали.

Спящих — на заднее сиденье

Вы когда-нибудь начинали зевать только от вида зевающего человека? В этом нет ничего странного. Заразительную зевоту ученые объясняют так называемым феноменом эха — автоматической имитацией чужих слов или действий. Так вот, вид спящего человека подсознательно клонит в сон. Поэтому если пассажир собирается спать в пути, лучше ему сесть на заднее сиденье. Но прием лишь замедлит наступление сонного состояния у вас.

Отвратительная музыка (+20 мин.)

Совет про громкую музыку, думаю, слышали многие. Включить магнитолу на полную может позволить себе только тот водитель, который едет один. Но что если в салоне спящие дети? Тогда выручат наушники. А еще некоторые водители советуют в такой ситуации включать ту музыку, которую вы обычно не слушаете и которая вас раздражает. Негативные эмоции помогут встрепенуться, но ненадолго. Музыка даст минимальный эффект. Выиграете у сна буквально несколько минут, чтобы вспомнить еще один, более эффективный прием.

Кофе — в конце пути (+20…40 мин.)

Банальный совет? Конечно! Но вопрос — когда пить кофе. Этот природный психостимулятор применяется с древности. Но не все знают, что кофе помогает не всегда. Кофеин (как и черный или зеленый чай) не является энергетическим субстратом, а лишь стимулирует ресурсы организма. Он как присадка к топливу, которая на некоторое время улучшает его определенные свойства. Другими словами, кофе взбодрит лишь на 20–40 минут (в зависимости от дозы) только при условии, что водитель хорошенько выспался накануне поездки.

И еще: кофеин повышает частоту сердечных сокращений и сужает сосуды. Благодаря этому давление повышается. Но когда действие кофеина закончится, наступит обратная реакция: сосуды расширяются, давление падает, наступает сонливость. Так что прием имеет смысл применять в конце пути, когда вы точно знаете, что через полчаса пути сможете лечь спать.

Согласно исследованию компании Ford , проведенному в России, 32% опрошенных водителей признались, что засыпали во время управления автомобилем, при этом 3,8% из них просыпались уже от столкновения или в кювете.

Горчичники (+20…40 мин.)

Способ подойдет далеко не каждому. Но если ехать очень нужно, то можно воспользоваться горчичником. Главное — не переусердствовать. Обычно его действие перерастает в боль через 15–20 минут. При ощущении сильного жжения можно ослабить на некоторое время прижим горчичника к телу или снять его. Таким образом, за несколько подходов можно отыграть у сна еще немного времени. Водителю удобнее всего располагать горчичник на спине между лопаток. Если жжет невыносимо, сядьте вертикально, не прижимаясь к спинке кресла.

Разговоры про это

Главный враг сна — гормоны. Если вы в машине со спутницей жизни наедине, заведите разговор на волнующую тему. Например, о сексе. Выработка гормонов, которые отвечают за сексуальное возбуждение, гарантированно не дадут уснуть. Но не переусердствуйте. Способ индивидуальный, и его результативность зависит от очень многих факторов, в том числе от настроения партнерши. Правда, можно подстраховаться и захватить с собой подарок для девушки. Вручите его в дороге — это поднимет ей настроение и создаст нужную атмосферу для откровенного разговора.

Читать еще:  Сгнил вин номер как поставить на учет

И все же не стоит бороться со сном, особенно за рулем. Слишком рискованное это занятие, каким бы интересным ни был выбранный способ.

Что делают немцы, чтобы не уснуть за рулем

Как поступать, когда глаза слипаются, а ехать надо? Немецкий эксперт подсказывает, что именно не позволит сну взять над вами верх во время вождения.

Каждому четвертому водителю по меньшей мере один раз в жизни приходилось непроизвольно задремать за рулем

За окном — кромешная тьма. По едва освещенной дороге едет автомобиль. За рулем — то и дело позевывающий от усталости водитель. Наконец, наступает момент, когда автомобилист больше не в силах сопротивляться переутомлению: глаза слипаются, голова падает. По данным Немецкого общества исследований сна и медицины сна (DGSM), каждому четвертому водителю по меньшей мере один раз в жизни приходилось непроизвольно задремать за рулем. Хорошо, если это продолжалось мгновение и ничего не случалось. Ведь по статистике, засыпание за рулем — причина более чем четверти всех серьезных дорожно-транспортных происшествий. По случаю Всемирного дня сна, отмечаемого в этом году 16 марта, немецкий эксперт Ханс-Гюнтер Веес (Hans-Günter Wees) подсказывает, как избежать опасности.

Кто рискует уснуть во время вождения

«Неуправляемая автомашина, пусть даже легковая, движущаяся со скоростью 50-60 километров в час, способна натворить немало бед. А уж о несущихся по автобанам тяжелых фурах и говорить нечего! Ну, представьте себе: если дальнобойщик, который едет со скоростью 100 км в час, хотя бы на три секунды забудется сном, оставшийся без управления грузовик пройдет более 80 метров. В такой ситуации заснувший за рулем человек может уже никогда не проснуться. Да и других участников дорожного движения опасность вряд ли обойдет стороной», — рассуждает в беседе с DW Ханс-Гюнтер Веес. Этот врач и ученый возглавляет отделение медицины сна в Пфальцской клинике западногерманского Мюнстера, является членом правления Немецкого общества исследований сна и медицины сна, а также консультантом просветительской кампании, проводимой в Германии и направленной на предупреждение проблем, связанных с усталостью за рулем.

Причиной этой аварии стало то, что водитель одного из автомобилей уснул за рулем, а его машина прошла без управления полкилометра

Главное — трезво оценить свои силы, указывает Ханс-Гюнтер Веес. Прежде всего, он советует избегать поездок на автомобиле в ночные часы, поскольку в темное время суток человеческий организм особенно настроен на сон. А еще «в группе риска — водители, страдающие расстройством сна и заболеваниями органов дыхательной системы. Они быстро устают и могут неожиданно задремать в пути. Человек, возвращающийся домой после работы в ночную смену, и вовсе в 10 раз больше рискует заснуть за рулем, чем тот, кто трудится в дневное время. Усталость провоцируют и некоторые лекарства. Очень выматывают многочасовые поездки на автомашине — например, когда мы отправляемся в отпуск в теплые края и, чтобы вовремя поспеть, садимся за руль среди ночи либо ранним утром», — поясняет ученый.

Засыпание за рулем: тревожные сигналы

Согласно итогам опросов, почти половина автоводителей пребывает в уверенности, что они вполне способны самостоятельно зафиксировать у себя первые признаки засыпания за рулем, соответственно отреагировать и предотвратить опасность. По словам Ханса-Гюнтера Вееса, опыты, проводимые с помощью симуляторов вождения автомобиля, свидетельствуют об обратном: даже профессиональные водители зачастую переоценивают свои физические возможности, не замечают подступающей усталости, пропускают момент, когда их мозг отключается, и, в конце концов, засыпают.

Но как понять, что во время поездки пришла пора остановиться и отдохнуть? «Определить, что вы вот-вот уснете, не так-то просто. Один из сигналов — если управляемое вами транспортное средство то и дело съезжает со своей полосы движения. Или у вас вдруг отяжелели веки, вы начинаете часто зевать, клевать носом, не замечаете дорожных знаков, не можете сконцентрироваться», — перечисляет эксперт.

10 способов не заснуть за рулём

Причиной примерно 25% всех серьезных аварий на дорогах является усталость водителя и, как следствие, засыпание за рулем. Наибольший риск засыпания наблюдается в дальних поездках, особенно в темное время суток и при монотонных дорожных условиях. Практика показывает, что через четыре часа непрерывного вождения реакция водителя снижается в два раза, через восемь часов – в шесть раз. По этим показателям сонный водитель становится опасней пьяного.

Существует несколько способов, которые помогут на некоторое время взбодриться и без эксцессов закончить путешествие.

1. Разговоры

Самый простой, надёжный и к тому же бесплатный способ – общение с пассажирами. Ничто так не стимулирует работу головного мозга как интересный разговор. Самое главное не увлекаться и отдавать всё необходимое внимание дороге. Ещё один плюс в общении с пассажиром – он сможет вовремя заметить ваше сонное состояние по замедленной реакции, ответам не в попад. Поддерживая беседу, вы также не даёте пассажиру заснуть, и он не сможет своим мерным дыханием убаюкать и вас. Но если выехавший с вами спутник сам начинает клевать носом, значит, пора остановиться и отдохнуть.

Если нет возможности обоюдного общения, возьмите с собой какие-либо аудиофайлы чтобы слушать. Это могут быть и любимые музыкальные хиты, и что-нибудь нестандартное, вызывающее интерес от рекомендованной друзьями музыки до аудиокниг с детективами. Только проверьте заранее, что запись действительно бодрит. Даже очень красивая классическая музыка или монотонное чтение самого увлекательного романа может иметь обратный эффект.

Читать еще:  Как правильно клеить съемную тонировку

3. Песни

Если прослушивание любимой музыки не помогает взбодриться, то можно подпевать. Причём чем громче, тем лучше. Объяснение этому достаточно простое: при громком пении начинают активнее работать лёгкие, в кровь поступает больше кислорода и весь организм просыпается. А вспоминая слова и мелодию, вы стимулируете мозговую деятельность.

Тонизирующие напитки (чай, кофе, горячий шоколад) способны придать бодрости. Но действуют они на всех по-разному. Некотором чтобы проснуться достаточно полчашки растворимого кофе, а некоторым литр «чифиря» не поможет. К натуральным стимуляторам также относятся женьшень, элеутерококк, лимонник. Продолжительность действия тонизирующих напитков не очень большая, и в среднем они «работают» не более 2 часов. [ articles: 60772, 47941]

5. Тонизирующие напитки

Действие многих «энергетиков» основано на том же кофеине, с добавлением различных «присадок»: экстракта гуараны, таурина, различных витаминов и полезных кислот. По сравнению с натуральными адаптогенами, их действие начинается быстрее и происходит активнее, и может дольше продлиться. Их воздействие на организм очень индивидуально, и если вы попробовали что-то одно, напиток не подействовал, лучше изменить состав, а не добиваться качества количеством. Не стоит забывать, что энергетические напитки очень вредны для здоровья, даже производители таких товаров предупреждают о том, что больше трех порций в сутки пить не рекомендуется.

6. Энергетические таблетки

Они отличаются от напитков в первую очередь агрегатным состоянием. В основе их составов те же кофеин, таурин, витамины. Их плюс в маленьком объёме – упаковка всегда может лежать в машине и не занимать места, и в способе употребления – за рулём не всегда удобно пить из банки, особенно если нет подстаканников. Также, если вы заранее знаете о предстоящих нагрузках, можно заранее пропить небольшой курс, используя медикаменты, улучшающие мозговую деятельность, но в малых дозировках, соблюдая инструкции по приему.

Многие дальнобойщики берут с собой в дорогу какую-то незначительную еду – сухарики, семечки, орешки, маленькие конфетки (желательно с ярким вкусом). Их потребление позволяет несколько отвлечься от монотонной дороги, дополнительные задачи делают деятельность организма более активной. Этот же способ подходит и обычным водителям. Самое главное не переесть – чувство сытости легко провоцирует сонливость.

8. Электронные сигнализаторы усталости

На некоторых современных автомобилях есть системы, которые по изменению манеры движения и управления автомобиля, а также по показаниям датчиков, следящих за поведением глаз, могут предупредить водителя об его усталости и предложить передохнуть. Более распространённая система предупреждения о смене полосы (когда автомобиль пересекает направляющие без включённого поворотника, раздаётся неприятный сигнал) уже спасла несколько жизней: водители просыпались от звука, когда выезжали на «встречку» или на обочину. Если такого оборудования в машине нет, можно приобрести сигнализатор усталости. Внешне такие приборы похожи на гарнитуру Bluetooth. Они считывают движения головы, и если вы начинаете клевать носом, издают резкий звук.

9. Концентрация внимания

Если вы только начали чувствовать сонливость, можно взбодриться, сконцентрировав внимание. При этом лучше принять правильную позу при посадке (чуть выпрямить спинку сиденья, расположить руки на руле в положении «без пятнадцати три»). Старайтесь осознанно воспринимать всю дорожную информацию, ставьте перед собой различные задачи (считать столбы или знаки, определять марки встречных машин и т.п.) Но не стоит концентрироваться на каком-то одном элементе (например, на «убегающей» линии разметки) – это может убаюкать. Концентрация на мелочах сбивает монотонность движения по трассе.

10. Изменение физического состояния

Любое изменение физического состояния делает человека бодрее. Способы есть весьма различные. Физические упражнения – напрягайте и расслабляйте различные мышцы. Можно потрясти головой, как при пробуждении. Изменение температуры – снизьте градусы на климатической установке, а лучше откройте окно, свежий воздух так же способствует пробуждению. Можно умыться, побрызгать лицо холодной водой, протереть его влажной салфеткой. Для того чтобы не было ощущения «песка в глазах», можно закапать капли. Вообще, любое изменение способно на некоторое время убедить организм, что он не хочет спать. Некоторые разуваются, некоторые активно трут уши (там много активных точек), кому-то помогает легкий массаж глазных яблок.

Стоит ещё раз напомнить, что все мы разные. У всех разный порог утомляемости и для кого-то 500 км уже подвиг, а профессионалы могу за один раз преодолеть 1,5 тысячи км. Можно заранее выбрать маршрут. Большинство предпочитают прямые освещённые дороги, но часть водителей на трассах быстро устаёт от монотонности и им лучше ехать по второстепенным трассам, где требуется максимальная концентрация внимания. Но не нужно себя переоценивать – в таких условиях скорость движения ниже и общее время поездки увеличивается. У каждого может быть свой способ оттянуть момент засыпания. Некоторые готовят бодрящие напитки по собственному рецепту (как пример, кола с кофе), кому-то помогает напряженная езда и гонка за лидером, а кто-то просыпается от эротических фантазий, а некоторые будят себя кусочком лимона или кислыми яблоками. Но очень важно не пропустить тот момент, когда все способы испробованы, а спать все ещё хочется и уже начинаешь отключаться за рулём. Не стоит испытывать судьбу. Езда в таком состоянии не сэкономит время, и может привести к серьёзным последствиям.

Лучшее лекарство от сна – это сон. Перед поездкой желательно выспаться. В дороге лучше остановиться на 20-30 минут на короткий сон. Только делайте это на стоянках или заправках, и не забывайте закрывать машину. После небольшого отдыха лучше сделать зарядку, это поможет проснуться и взбодрит организм. И можно ехать дальше!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector