Имеют ли право гаишники останавливать без причины - АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Jeep-centre.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Имеют ли право гаишники останавливать без причины

Причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2021 году в РФ

Уважаемые автолюбители, наверняка большинство из вас не знает, что нельзя просто так взять, и остановить ваш автомобиль. Сегодня хотелось бы рассмотреть все законные причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2021 году в РФ. Согласно пункту 84 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 сотрудник ГИБДД может остановить ваше транспортное средство только на основании нижеприведенных причин.

Причины для остановки ТС сотрудниками ГАИ в 2021 году:

Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.

Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.

Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.

Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.

Необходимость использования транспортного средства.

Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.

Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.

Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Теперь сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобиль для проверки документов не только на стационарном посту

Когда инспектор будет подавать вам жест для остановки, он обязан указать конкретное место, при этом данный участок дороги не должен запрещать остановку.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Пункт 86 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

Пункт 88 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

В том случае, если ваш автомобиль потребовался сотруднику полиции, то он обязан вам сообщить цель и маршрут, при этом водителем остаетесь вы. Для погони за лицами, которые совершили какое-либо нарушение, инспектор обязан использовать свой служебный автомобиль.

При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством
Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекции (подразделения ДПС).

Пункт 90 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Также может быть осуществлена принудительная остановка автомобиля. Для этого применяются следующие средства:

Специальные средства принудительной остановки в случае наступления опасности. Такими средствами являются дубинки, газовые баллончики, пистолеты, электрошокер и пр.

Специальные сигналы (светофоры, регулировщик) для ограничения или запрета движения.

Перекрытие движения при помощи патрульной машины с включенными световыми сигналами.

В том случае, если грозит реальная опасность (водитель совершил преступление или в целях самообороны), то автомобиль может быть остановлен при помощи огнестрельного оружия.

Пожалуй, это все основания остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2021 году, но мне очень хотелось бы рассказать вам еще об одном нюансе. Ранее было популярно скрытое патрулирование, когда автомобиль используется без специальной окраски, но при этом водитель одет в штатную форму. Отныне все изменилось. Теперь скрытое патрулирование запрещено.

Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.

Пункт 96 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Напоследок хочу напомнить вам, что инспектор обязан подходить к вам после остановки транспортного средства, исключительно со стороны водителя, если нет каких-либо объективных обстоятельств, которые могли бы помешать этому. Затем, представиться, сообщить фамилию должность и звание, а только потом причину остановки.

Вправе ли сотрудники ДПС останавливать автомобиль и проверять документы не на стационарном посту?

Таким образом, Административный регламент позволяет сотрудникам ДПС осуществлять остановку транспортного средства вне стационарного поста для проверки документов. В связи с чем, сотрудники полиции имеют право останавливать машину для проверки документов в любом месте.

Подготовлено прокуратурой Александро-Невского района

  • О нас
    • Совет ветеранов
      • Документы
      • Поздравления
      • Вспоминая былое
      • В нашей памяти навсегда
      • Жизнь на пенсии
      • ПРОКУРОРСКИЕ ДИНАСТИИ
      • Литературная страничка
    • История прокуратуры
      • Прокуратура Рязанской области
      • Пенсионеры прокуратуры Рязанской области — ветераны ВОВ
    • ФОТОГАЛЕРЕЯ
  • Деятельность
    • Прокуратура разъясняет
      • Нормативные акты по вопросам противодействия коронавирусной инфекции
      • Видео и аудиоролики
      • Видеосюжеты
      • Буклеты. Брошюры. Баннеры.
      • Вопрос-ответ
    • СМИ о нас
      • Нормативные документы
      • Состав совета
      • К сведению предпринимателей
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Совета ветеранов
    • Новости прокуратуры области
  • Контактная информация
    • О нас
    • Полезные ссылки
  • 75 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ
  • КНИГА ПАМЯТИ

Вопрос-Ответ

24 декабря 2021

Если завещание оформлено, а наследник с наследодателем умирают одновременно в аварии, переходит ли наследство к детям наследника?

24 декабря 2021

Взимается ли подоходный налог с пособия по безработице?

24 декабря 2021

Являюсь собственником квартиры в многоквартирном доме, который признали аварийным и непригодным для проживания. Следует ли платить за содержание и ремонт?

24 декабря 2021

Решили оформить квартиру на сына, чтобы получить налоговый вычет. Можно ли сразу после покупки через договор дарения переоформить жилье с сына на мать?

24 декабря 2021

Я прописан на жилплощади, являющейся моей собственностью, но при этом проживаю в другом жилье, также являющейся моей собственностью. Является ли моя прописка фиктивной?

Контакты

Адрес: 390023 г. Рязань, ул. Введенская, 81

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

  • Новости
  • О прокуратуре
  • Деятельность
  • Контактная информация
  • Обращения граждан
  • RSS

Copyright © 2004—2021 «Прокуратура Рязанской Области»

Какие могут быть основания и какой порядок остановки автомобиля инспекторами ГИБДД?

Имеют ли право инспекторы ГИБДД без причины остановить автомобиль и проверять документы, потребовать показать аптечку, огнетушитель и прочее? При каких обстоятельствах инспекторы имеют право остановить автомобиль? Как они должны себя вести с водителем? Что имеет право спросить и потребовать водитель от инспектора? Что делать, если инспектор грубит? Что делать, если инспектор забрал документы на машину и права водителя и ушел с ними в служебный автомобиль? На эти и другие вопросы отвечает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Мария Прибыткова.

Согласно п. 6.11 ПДД требование лиц, указанных в п. 2.4 ПДД, об остановке транспортного средства является обязательным для водителя. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, к числу которых относятся сотрудники полиции (п. 1.2 ПДД).

Читать еще:  Разработано новое покрытие, благодаря которому автомобиль не будет пачкаться

Однако ПДД не определяет перечень оснований, по которым остановка транспортного средства допустима. Такой перечень установлен пунктом 84 соответствующего Административного регламента МВД России. Согласно ему основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • необходимость использования транспортного средства;
  • необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств;
  • необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
  • оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;
  • необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства;
  • угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз;
  • проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Как мы видим, перечень оснований для остановки транспортного средства является исчерпывающим. Для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство инспектор ГИБДД вправе требовать от водителя остановки транспортного средства. Проверка же наличия в автомобиле аптечки, огнетушителя и т.п. не является основанием для такого требования.

Действительно, согласно п. 7.7 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, в легковом автомобиле должны иметься медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки. Водитель обязан обеспечить автомобиль этими средствами (п. 2.3.1 ПДД), и в случае эксплуатации автомобиля в их отсутствие подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. Однако в силу п. 84 Регламента основанием для предъявления требования об остановке водителем транспортного средства являются установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. В то же время очевидно, что признаки нарушения п. 7.7 Перечня не могут быть выявлены извне.

Отметим, что в разделе 2 ПДД среди общих обязанностей водителей отсутствует обязанность предъявлять инспектору ГИБДД для проверки медицинскую аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки. Досмотр же транспортного средства, находящегося при физическом лице, является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Соответственно, он может применяться лишь в установленных ст. 27.9 КоАП РФ целях (в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения) и порядке (с составлением протокола, привлечением двух понятых либо с применением видеозаписи). Таким образом, предъявлять автомобиль для досмотра водитель обязан лишь при соблюдении инспектором ГИБДД всех процессуальных требований, что, конечно, не исключает добровольного предъявления водителем оборудования для проверки инспектором. В то же время обращаем внимание на имеющуюся судебную практику, признающую законными такие требования инспекторов ДПС и приравнивающую отказ водителя предоставить средства, указанные в п. 7.7 Перечня, к их отсутствию.

Общие требования к действиям инспекторов ГИБДД также закреплены Регламентом. Так, при исполнении своих полномочий сотрудники должны:

  • находиться в форменном обмундировании, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак;
  • осуществлять действия по оформлению процессуальных документов по общему правилу на месте совершения (пресечения) административного правонарушения либо на месте остановки (задержания) транспортного средства (пешехода). При этом допускается их оформление в служебном помещении органа внутренних дел, стационарного поста органа внутренних дел, транспортном средстве органов внутренних дел (автомобиль, автобус, мотоцикл);
  • уведомить об использовании фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры, в том числе установленного в патрульном автомобиле видеорегистратора, участников дорожного движения (лиц, присутствующих при осуществлении административных процедур);
  • при наличии возможности осуществлять административные процедуры в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов;
  • строить взаимоотношения с участниками дорожного движения на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к участникам дорожного движения;
  • в разговоре с участниками дорожного движения быть вежливым, тактичным, обращаться к ним на «Вы», проявлять спокойствие и выдержку, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания;
  • при разговоре с участниками дорожного движения сотрудник должен воздерживаться от:
  • любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • оскорбительных выражений или реплик;
  • действий, провоцирующих противоправное поведение;
  • при обращении к участнику дорожного движения представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. Во всех случаях применения мер, ограничивающих права и свободы участника дорожного движения, разъяснить ему причину и основание применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности участника дорожного движения;
  • обращаться к водителю транспортного средства по общему правилу со стороны места нахождения водителя;
  • давать разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов;
  • при возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения разъяснить порядок обжалования своих действий; предоставить участнику дорожного движения возможность дать объяснение по поводу его действий, после чего дополнительно разъяснить суть правонарушения и осуществить производство по делу об административном правонарушении; при необходимости о конфликтной ситуации доложить в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) по месту прохождения службы для решения вопроса о выезде для разбирательства ответственных должностных лиц;
  • по требованию участника дорожного движения сообщить местонахождение и телефон дежурного отделения (группы) подразделения ДПС либо телефон дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне, в котором он проходит службу;
  • с документами граждан при проверке обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах. Если документ передается вместе с деньгами, ценными бумагами, какими-либо предметами, вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег, ценных бумаг и предметов.

Соответственно, водитель вправе требовать от инспектора ГИБДД выполнения всех этих обязанностей.

Что касается действий по остановке транспортного средства, инспектор ГИБДД дополнительно обязан:

  • без промедления подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности;
  • при необходимости использования транспортного средства сообщить об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения;
  • при обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, разъяснить лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается, при этом выяснив, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

При этом инспектор вправе предложить водителю:

  • выйти из транспортного средства в случаях, предусмотренных п. 93.1 Регламента;
  • переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место в случаях, предусмотренных п. 93.2 Регламента;
  • занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Отметим, что Регламент не запрещает инспектору ГИБДД забрать у водителя документы для проверки и удалиться с ними в патрульный автомобиль. Лишь отказ вернуть эти документы после проверки или необоснованная задержка проверочной процедуры являются нарушением.

Читать еще:  Как правильно оформить развод с мужем

Водителю в такой ситуации следует посоветовать оставаться спокойным и вежливым. Как уже было указано, гражданин вправе обратиться к инспектору ГИБДД за разъяснениями его действий (в том числе причины удержания документов). Возможно, при этом целесообразно фиксировать разговор с помощью технических средств. Можно обратить внимание инспектора ГИБДД на то, что в соответствии со ст. 12.35 КоАП РФ незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей. Кроме того, водителю следует помнить, что он вправе обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке действия (решения), совершенные (принятые) инспекторами ГИБДД, в результате которых, по мнению заявителя, нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению заявителем прав и свобод, на заявителя незаконно возложена обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, вышестоящим должностным лицам, а также прокурору.

Подготовлено по материалам системы ГАРАНТ.

Имеют ли право гаишники останавливать без причины

Остановка транспортного средства

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;

наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

выполнение распорядительно-регулировочных действий;

необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);

необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

(в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)

(см. текст в предыдущей редакции)

проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

(в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)

(см. текст в предыдущей редакции)

проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

64. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

65. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

66. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

(в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)

(см. текст в предыдущей редакции)

67. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации .

68. При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования.

Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии необходимости его отстранения от управления транспортным средством (пункт 126 настоящего Административного регламента).

Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения .

(в ред. Приказа МВД России от 03.10.2014 N 857)

(см. текст в предыдущей редакции)

Пункт 2.3.3 Правил дорожного движения.

69. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Административным регламентом в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.

69.1. При возбуждении дела об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица , и обнаружении данных, указывающих на наличие в действиях юридического или (и) должностного лица (индивидуального предпринимателя) события административного правонарушения, сотрудник составляет рапорт о необходимости проверки обнаруженных данных, за исключением случаев одновременного возбуждения дела об административном правонарушении в отношении юридического или должностного лица (индивидуального предпринимателя).

Далее — «индивидуальный предприниматель».

В рапорте отражаются необходимые сведения, которые могут иметь значение доказательств по делу об административном правонарушении: номера и даты оформления путевого листа, специального разрешения на право осуществления перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, маршрута перевозки опасного груза, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза, товарно-транспортных накладных, свидетельства о подготовке водителя к перевозке опасных грузов (ДОПОГ-свидетельство), аварийной карточки системы информации об опасности, полиса ОСАГО, сведения об отсутствии необходимых документов или каких-либо обязательных отметок в них. Изготавливаются копии (ксерокопии, фотокопии) указанных документов.

Водитель опрашивается по вопросам, имеющим отношение к делу об административном правонарушении (пункты 102 — 108 настоящего Административного регламента).

Рапорт сотрудника и приложенные к нему материалы докладываются руководителю подразделения, который передает (направляет) их для проведения проверки и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического и (или) должностного лица (индивидуального предпринимателя) в соответствии со статьей 28.1 Кодекса.

Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является законным представителем этого юридического лица, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) юридическое лицо, в отношении водителя и в отношении юридического лица.

Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является должностным лицом данного юридического лица, ответственным за эксплуатацию или техническое состояние этого транспортного средства либо за перевозку, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо, в отношении водителя и в отношении должностного лица.

Если водитель является индивидуальным предпринимателем, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо (индивидуальный предприниматель), в отношении водителя и в отношении индивидуального предпринимателя.

(п. 69.1 введен Приказом МВД России от 13.08.2012 N 780)

70. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

а) выйти из транспортного средства в случаях:

необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;

для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;

когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

(в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)

(см. текст в предыдущей редакции)

когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;

б) переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:

нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;

нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника;

в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

71. При установлении в ходе осуществления действий, связанных с остановкой транспортного средства, признаков состава или события преступного деяния, принимаются меры к задержанию лиц, причастных к его совершению, соответствующая информация докладывается дежурному для принятия решения о вызове следственно-оперативной группы либо доставления задержанных в орган внутренних дел.

72. В случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке; визуальном установлении признаков преступления, административного правонарушения при отсутствии возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства; получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения; получения указания от дежурного, руководителя подразделения о необходимости остановки транспортного средства в зависимости от конкретной обстановки сотрудником могут быть приняты меры по:

Читать еще:  Как юридически верно ответить инспектору, который угрожает лишить прав?

передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников;

преследованию и (или) принудительной остановке транспортного средства.

73. Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.

74. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:

74.1. С применением специальных средств принудительной остановки транспорта — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации , в соответствии с инструкциями о применении таких средств.

Статьи 18, 19, 21, 22 Федерального закона «О полиции».

(сноска в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)

(см. текст в предыдущей редакции)

74.2. Посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения .

(в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)

(см. текст в предыдущей редакции)

В указанных случаях должна быть обеспечена безопасность иных участников дорожного движения и транспортных средств.

(сноска введена Приказом МВД России от 13.08.2012 N 780)

74.3. Посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами.

74.4. Посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей.

Использование в целях принудительной остановки транспортного средства грузовых автомобилей может осуществляться только в случае создания его водителем реальной опасности жизни и здоровью людей, неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника остановиться и при условиях, обеспечивающих безопасность лиц, передвигающихся в этих автомобилях. При этом не допускается принудительная остановка с использованием и в отношении транспортных средств, перевозящих опасные грузы, грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров), транспортных средств специального назначения, транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, а также в отношении автобусов, мотоциклов и мопедов.

74.5. С использованием огнестрельного оружия — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации .

Статьи 18, 19, 23 Федерального закона «О полиции».

(сноска в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)

(см. текст в предыдущей редакции)

75. Транспортное средство с включенными специальными световыми и (или) звуковыми сигналами может быть остановлено в случаях:

наличия данных о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения или преступления, использовании транспортного средства в противоправных целях;

нарушения его водителем разделов 2, 3, 7, 19 — 23 Правил дорожного движения, а также раздела 6 (в части, касающейся сигналов регулировщика).

76. По окончании действий, связанных с целью остановки транспортного средства, сотрудником дается разрешение на дальнейшее движение, за исключением случаев его задержания или доставления.

«Тормозят всех подряд». Водители жалуются на частые проверки ГИБДД

Полномочия инспекторов ДПС останутся неизменными — МВД отклонило идеи начальника административно-правового управления ведомства Дмитрия Газизова о передаче сотрудникам ГИБДД права лишения водительского удостоверения без суда и отказе от административного ареста в пользу превентивного задержания нарушителей на 48 часов.

Споры о возможностях и правах сотрудников ГИБДД возникают регулярно, но больше всего претензий у автомобилистов — к остановкам для проверки документов. Водители жалуются, что сотрудники ГИБДД устраивают засады, тормозят машины без повода и подолгу проверяют документы, хотя вроде бы не имеют права делать это вне стационарных постов.

Больше всего неудобств испытывают водители каршеринга. Например, один из пользователей форума каршеринга пожаловался на вынужденный простой по вине сотрудников ГИБДД: «Утром спешил в аэропорт, остановили для проверки, причем там уже стояло несколько каршеров. Пока гаишники разбирались со своим планшетом, потерял 10 минут и чуть не опоздал на самолет. Фактически они выставили меня на лишние сто рублей, потому что машину я не переводил в режим ожидания».

Простые автомобилисты тоже недовольны проверками. «Каждый день стоят на выезде из района и тормозят всех подряд под выдуманными предлогами. Пробивать документы могут по 15 минут, уже замучили этими проверками», — написал в Facebook один из столичных автомобилистов.

Возмущенные автомобилисты ссылаются на запрет остановки для проверки документов вне стационарных постов, который действует с 2009 г., но юрист Сергей Смирнов объясняет, что никакого запрета давно нет, да и раньше инспекторы без труда его обходили, называя в качестве причины остановки проведение спецоперации или наличие ориентировок на похожий автомобиль.

«В старом регламенте была фраза, что останавливать автомобили для проверки документов разрешается только на стационарных постах. Любой сотрудник ГИБДД руководствуется законом о полиции, он может в принципе в любом месте остановить, сослаться на какие-то мероприятия типа «Перехват» или «Антитеррор». Сотрудники ГИБДД этот пункт обходили, потому что наличие спецоперации проверить невозможно физически», — рассказал Смирнов.

Случаев вопиющего нарушения регламента инспекторами не смог припомнить даже координатор сообщества «Синих ведерок» Петр Шкуматов. «Остановили, проверили документы — можешь спокойно ехать дальше. Они всегда называют причины остановок, и ты никак не проверишь, действительно ли есть ориентировка или спецоперация. Не вижу проблем, если у водителя все в порядке. У людей возникали проблемы на знаменитом посту в Кущевке, но там было другое — незаконные обыски с подбросом наркотиков и предложением решить вопрос на месте. Это уже был просто криминал», — вспомнил Шкуматов.

Запрет на проверку документов вне постов был мотивирован тем, что под видом сотрудников ДПС на дорогах часто стояли ряженые мошенники, а у настоящих инспекторов не было нужной для проверки документов техники. Сейчас экипажи оснащены подключенными к сети планшетами и могут провести проверку в любом месте, поэтому с октября 2017 г. действует обновленный Административный регламент МВД по надзору за дорожным движением, в котором этот запрет отменен. Изменения попытался обжаловать в суде один из автомобилистов, но Верховный суд подтвердил их правомерность.

Другое дело, что остановить без причины инспектор формально не имеет права, говорит Смирнов: «Если ты ничего не нарушал, нет ориентировок или нет необходимости привлечения понятого, зачем останавливать? Тут уже есть повод для разбирательства, но кто будет этим заниматься? Если все в порядке, проще показать документы и ехать дальше».

Официально в списке причин для остановки автомобиля, помимо нарушения, содержится еще десяток пунктов. Остановить могут в случае, если у полицейских есть информация о причастности водителя к правонарушению, ориентировки на поиск автомобилей с какими-либо внешними признаками, информация о розыске автомобиля, необходимость опроса водителей и пассажиров о ДТП, свидетелями которого они стали, привлечение их в качестве свидетелей или понятых и при ограничениях движения.

Кроме того, сотрудники полиции вправе привлечь водителя для оказания помощи другим участникам движения или даже использовать его автомобиль. Проверить наличие ориентировок можно, позвонив дежурному местного отдела ГИБДД, но получить достоверную информацию получится не всегда.

При остановке автомобиля инспектор должен представиться и сообщить причину остановки. Формально проверка должна проводиться в минимально короткие сроки, но время не регламентировано, поэтому жаловаться можно лишь на необоснованное затягивание времени проверки или составления протокола.

«Сотрудник обязан называть причину остановки: либо обнаружение правонарушения, либо сообщение о том, что нужно проверить такой-то автомобиль, либо что-то произошло и необходимы какие-то процессуальные действия. Просто так проверка документов не предусмотрена, это некий сопутствующий фактор каких-либо других действий», — объяснил Сергей Смирнов.

Водитель не обязан покидать автомобиль, однако сотрудник ГИБДД может попросить его выйти в ряде случаев. Например, для прохождения освидетельствования на состояние опьянения, при проведении досмотра, сверки номеров агрегатов машины, для устранения неисправностей или нарушений при перевозке груза либо в случае, когда водитель своим поведением создает угрозу безопасности инспектора.

Помимо пункта о запрете проверки документов вне стационарных постов, из обновленного регламента убрали прямое разрешение на фото- и видеосъемку сотрудников ДПС, но на деле она и не требовалась, пояснил Сергей Смирнов. Фото- и видеофиксация действий сотрудников полиции разрешены законодательно, и единственное ограничение состоит в том, что при проведении съемки водитель не должен препятствовать выполнению сотрудником полиции его служебных обязанностей.

Практику остановки для проверки документов Петр Шкуматов считает абсолютно нормальной: «Полиция так работает везде в мире. А как иначе им выполнять свою работу, если у них нет права проверять документы?»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector