Как правильно держать руль при вождении автомобиля - АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Jeep-centre.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно держать руль при вождении автомобиля

Как правильно держать руль, 9-3 или 10-2?

Понимаю, что после такого перерыва должно быть что-то прорывное, впечатляющее и сногсшибательное, но нет, будет серо и уныло. 🙂 Так же, как и всегда, текст не претендует на экспертизу и бесспорность, а является, скорее, приглашением к дискуссии.

Так вот. Меня давно подмывало написать заметку на эту тему, но сказано и показано по ней уже так много всего, в том числе и уважаемыми экспертами, что просто не хотелось копировать их материалы, или, тем более, пробовать с ними спорить. Описывать существующие техники нет никакого смысла – если у вас есть желание познакомиться с вопросом, вы можете найти массу литературы, записаться на различные курсы и так далее. Но вот задали мне несколько вопросов относительно даже не руления, а хвата руля, и я подумал, почему бы не откопать блог и не ответить на них в заметке.

Впервые о том, что руль можно держать и вращать неправильно, я узнал, сидя в загнанной передними колёсами на гимнастические блины автошкольной восьмерке – инструктор решил обучить меня «раллийной» технике вращения руля. Экзамен на права это мне сдать не помогло, но примерно с того времени я начал активно интересоваться темой техник работы с рулевым колесом (далее РК)… Страшно подумать, сколько воды утекло с тех пор.

Итак, вот вопросы, которые мне задали.
1) Как правильно держать руль, 10-2 или 9-3, зависит ли это от «длины» руля (количества оборотов из упора в упор) и от того, нужно ли много перехватывать руль?
2) Имеет ли вообще значение, как его держать, если ты не гоняешь, а просто едешь в булочную?

Во-первых и в-главных, стоит понимать, что правильный хват не обеспечит вам качество работы с РК, и сам по себе, если у вас нет техники работы с РК, практически ничего не даёт. Данную ситуацию исчерпывающе описал Иван Андреевич в своих работах: «А вы, друзья, как ни садитесь…»

Так же стоит понимать, что работа с РК напрямую зависит от посадки, то есть если вы неправильно сидите, то про правильную работу с РК можно забыть. [Тут было пять страниц текста о правильной посадке, истории, причинах и так далее, всё это безжалостно стёрто.]

Так вот, по хвату. Повторюсь, хват (а точнее, «положение рук на руле», сам захват руля как динамический процесс можно рассматривать весьма объемно, так как там есть свои нюансы) – это 0.01% от работы с РК. И более того, правильный хват – это только на 1% хват в правильном месте. На 99% это хват «правильными руками». Для начала, и научиться этому на порядки сложнее, чем научиться держать руль в правильном месте, нужно научиться держать его расслабленными, легкими руками, не напрягая плечи и так далее. Невозможно совершить быстрое и точное движение, стартуя из зажатых мышц — это вам скажет любой боксер или скрипач…

Теперь непосредственно вопрос о положении рук на руле, «как правильно, 10-2 или 9-3».

10-2 – это, скажем так, более «контраварийный» хват, более рывковый и силовой. Так ездили старые раллисты (последний, у кого я видел такой хват – Томми Мякинен с его «хе-хе-стоковой» Импрезой из 8 минут на Нордшляйфе), и его любят наши старины глубокой адепты школы Цыганкова, времена наивысшего душевного подъема которых пришлись на машины типа Волги 24, и которые привыкли и любят размахивать рулем из упора в упор. Он неплохо подходит для гражданской езды не самого умелого водителя, т.к., как я сказал, рывковые действия из него совершаются отлично, а когда ты не особо чувствуешь машину и соответственно парировать скольжения начинаешь очень поздно, то именно рывками и вынужден обращаться с РК, то есть вращать его резко и глубоко. Кстати говоря, обучаемый ими, я сам начинал водить хватом 10-2. Но потом ушел на 9-3.

9-3 – это более «пилотажный» хват, на точность. Так ездят практически все современные спортсмены, причем в любых дисциплинах (ралли, кольцо). Под него же сделаны все РК современных гражданских машин (характерные наплывы на руле – это как раз упоры для больших пальцев, а вовсе не место, за которое нужно браться ладонями). В спортивном пилотировании нет места «рывкам», нужна максимальная точность, и работа РК – это, если угодно, балансирование на канате, а не метание молота. Но опять же, 9-3 никак не мешает и отламывать руль при наличии такого желания.

В целом, эти два варианта – далеко не всё, что существует, и они друг к другу гораздо ближе, чем другие, и в общем-то я бы не сказал, что они как-то конфликтуют. Перехватывать ничто не мешает из обоих положений и одинаковой классической цыганковской техникой. Более того, люди придумали развитие этих техник перехвата (многие из которых сомнительные, но тем не менее различными школами они продвигаются и аргументы за них выдвигаются по крайней мере имеющие смысл к рассмотрению), и ещё более того, люди, которые лучше всех в мире обращаются в РК, т.е. спортсмены высокого класса, НЕ используют (можно сказать – в нюансах, но это вопрос количественный… на мой взгляд не в таких уж и нюансах) классическую цыганковскую технику не то что перехвата, а даже самого удержания РК и руления. И ещё более того, самые матёрые эксперты классической цыганковской школы этого не могут не видеть, и то, что они преподают в своих школах, довольно сильно эволюционирует под влиянием этого факта, за чем я и имел возможность наблюдать, в течение многих лет общаясь с ними и наблюдая за их школами.

Ну и как я уже сказал, хват – это не что-то, что намертво привязывает к каким-то техникам, «длине» рейки автомобиля и так далее. Лично я вообще двумя самыми грубыми ошибками в хвате РК считаю внутренний хват (когда ладонь ложится на РК изнутри… и вы фактически стопорите себя, вообще лишая возможности что-то куда-то крутить) и открытый хват (когда большой палец лежит сверху, соединяясь с четырьмя другими, «обезьяньим» хватом (помните, в школе рассказывали про превращение обезьяны в человека путем противоставления большого пальца :). Второе может показаться спорным, приходят в голову «современная машина оборудована усилителем» и так далее, но тут дело вовсе не в усилителе и даже не в тех аргументах, которые приводятся против открытого хвата в школах вращения руля (типа «а если рванет переднее колесо»… да ничего не будет с современной гражданской машиной, если рванет переднее колесо, её конструкция, геометрия подвески и проч. позволят вам спокойно остановиться и это колесо поменять… хорошо ещё если вы вообще заметите, что у вас рвануло колесо). Просто я видел массу случаев, когда открытый хват играл фатальную роль безо всяких взрывов или ударов в колесо. Если говорить коротко, то привычка к открытому хвату не позволяет вам фиксировать РК в тот же момент, когда вы только к нему прикоснулись, и на тех самых перехватах в случае рывкового отруливания у вас рука начинает по РК скользить, что сводит шансы, как говорят спортсмены, отмахаться, до абсолютного нуля. Если внимательно в замедленной съемке смотреть, как именно подавляющее количество людей осуществляет сам захват руля на перехватах при отруливании в экстремальных ситуациях, в частности каким местом и как происходят касание, подхват и попытка фиксации, станет понятно, почему так. Большие пальцы можно ещё немного поднять из совсем закрытого хвата (так любят делать некоторые кольцевики, которые буквально обращаются с машиной кончиками максимально легких пальцев), но идея класть большой палец сверху лично мне не нравится совершенно категорически.

Далее хочу ответить на вопрос, который многих мучает. «А стоит ли идти на серьёзные курсы по технике работе с РК». Моё мнение – однозначно да. Несмотря на то, что на вопрос «а научат ли меня там качественно (или хотя бы средне) работать с РК» мой ответ – однозначно нет. Более того, там не научат качественно работать даже с РК, закрепленным на столе, не то что с РК реальной машины. (И тут же озвучу очевидный факт – работать с РК реальной машины БЕЗ машины – невозможно. Просто потому, что работа рулём полностью определяется движениями самой машины.)

Небольшое отступление. Я знаю, что есть много адептов старой цыганковской школы, которые сейчас на моё «однозначно не научат» возмутились и гневно потрясают регалиями, десятилетиями опыта и десятками подготовленных мастеров спорта… Товарищи, я вас очень всех уважаю (а некоторых обожаю), но вот банальный фотофакт.

Это люди, которые ваши курсы закончили и сдают экзамен. То, что происходит на видео – это паноптикум и абсурд, и с управлением автомобилем ничего общего не имеет. И это не какое-то исключение, чёрный пиар и проч., я был на десятках подобных мероприятий и выглядят они все как под копирку. И я бы даже осмелился дать вам несколько советов, как сделать происходящее более похожим на реальность, но лучше сходите к спортсменам или, например, музыкантам, а лучше к преподавателям музыки экстра-класса, в общем, к людям, которые вынуждены сложные, быстрые и, главное, очень точные телодвижения класть себе (и другим!) в моторику. Не так это немножко делается. Хотя, я уверен, вы и так это прекрасно знаете.

Возвращаемся к теме. Так зачем же туда идти, если они не научат рулить? Причем идти «обязательно, и, желательно, не один раз». Затем, что эти курсы повернут ваше мышление в нужную сторону, вы начнете думать о том, о чём раньше не думали, и видеть то, что раньше не видели. Это знания, а мастерства без знаний не бывает. А объем информации, который там дадут, совершенно потрясает… меня по крайней мере в первый раз потряс, и ещё больше потряс во второй, когда я осознал, что с первого раза половину просто до конца не понял.

Второе небольшое отступление. Я знаю, что есть люди, которые считают, что техника, которую там преподают, вообще в определенных местах некорректная и не применима к реальной машине, которая двигается на пределе возможного (проще говоря, спортсмены экстра-класса так не рулят). И более того, я с ними согласен и для меня это очевидно, и я могу указать на конкретные вещи, которые в реальности просто не работают, и не работают не только у криворукого и недотренированного меня, они не работают у спортсменов экстра-класса и всячески ими избегаются. И так же очевидно, что там опущены большие пласты нужной информации и упражнений (видимо, когда эта школа создавалась, ещё не пришло для них время), в частности руление одной рукой, которое всё больше и больше входит в программы этих курсов, но всё ещё совершенно незаслуженно считается второстепенным…

Читать еще:  Как правильно шпаклевать кузов автомобиля

Но просто вспомните, как вы учились писать. Сначала это были даже не буквы, это были дуги, палочки и проч., причем не самостоятельно нарисованные, а обведенные по пунктиру. Они тоже не были реальными буквами, и даже их частями не всегда были, но тем не менее этот этап полезно было пройти. Как минимум, это включает голову и руки. Там курсант узнаёт, что у него есть руки и они даже могут что-то делать, причем сами по себе и совсем не слушаясь своего хозяина.

Далее не могу не сказать про руление одной рукой, которое лично я очень долго считал ошибкой и пытался всеми силами от этого избавиться, тогда как мой организм всеми силами мне сопротивлялся… Потом для себя я постепенно начал понимать, какая из техник реально рабочая конкретно для меня (как я тогда думал), не на парте, а в реальной машине… а ещё позже я с удивлением обнаружил, что то, к чему я пришел через страдания и сомнения, вовсю используется теми, кто реально умеет ездить. Если просто посмотреть на то, как обращаются с машиной спортсмены экстра-класса, особенно в случаях, когда нужно много работать рулем (в частности в ралли), то станет очевидно, что подавляющее большинство времени они рулят… вообще одной рукой. Даже если вторая тоже касается руля (это к вопросу о том, нужно тянуть или толкать, о мышцах-сгибателях, разгибателях… опять на курсы сбился). И потребность переключения передач там практически совсем ни при чём.

Просто посмотрите на это.

И посмотрите, где для того самого «подхвата, захвата» находится вторая рука мэтров. И представьте, как бы при такой интенсивности руления они смогли бы её доставать из-под руля, следуя цыганковской технике.

И последний заданный мне вопрос. Имеет ли всё это значение при гражданской езде. Мой ответ – никакого, рулите хоть коленкой. На вопрос «а если вдруг занос» ответ очень простой… Занос не может быть «вдруг». Если у вас занос случается «вдруг», то есть вы плохо чувствуете машину и у вас нет навыка её в этот занос не отправлять, то откуда он возьмется, чтобы её из этого заноса достать? Неоткуда ему взяться. Да, легко может повезти — большинство «заносов» прекращаются сами собой просто от того, что машина исчерпывает инерцию и снова цепляется за дорогу. Чуть поскользнулась, водитель куда-то там посучил рулем и может быть даже что-то нажал, но по факту машина просто потеряла инерцию и зацепилась. Если у вас реально есть навык вытащить машину «из заноса», то ровно этот же навык не позволит машине в него попасть, так как это совершенно одно и то же. И больше того, движение машины скользящей и движение машины не скользящей для вас не будут отличаться ровно ничем.

Но вот вопрос — стоит ли вообще научиться хорошо рулить? Он не так однозначен, как кажется на первый взгляд, «конечно же да!». Это реально довольно затратно по усилиям и времени, и совершенно нормально, что многим людям, которым неинтересно вождение автомобиля как навык и искусство, это просто не нужно. На современной машине если смотреть, куда едешь, и думать перед тем, как что-то сделать, можно ездить долго, счастливо и безопасно, совершенно не умея рулить и вообще обращаться с машиной. Это доказано людьми, которые десятки лет за рулём и никогда не попадали в аварии. Научитесь лучше смотреть – вот это реально важнейший из навыков при управлении автомобилем.

Но всё же, если оценить сто роликов с ютюба с подборками «аварий одного автомобиля», то есть когда водитель не справляется с управлением и улетает с дороги, то в 99.5% этих ситуаций оставить машину на дороге могло бы одно-единственное движение рулем, причём максимум на 1/8-ю оборота. Просто совершенное вовремя.

Как правильно держать и крутить руль автомобиля в разных ситуациях?

Научиться грамотно управлять рулевым колесом – первостепенная задача всех начинающих водителей. Обладая таким умением, автомобилист сможет избежать большинства ошибок, ведущим к ДТП, количество которых неуклонно растет и в 2021 году.

Не стоит пренебрегать этим навыком, поскольку неправильное положение рук водителя на руле способно помешать ему оперативно совершить маневр.

Замечено, что каждый конкретный водитель имеет свою манеру обращения с рулем: некоторые обхватывают руль двумя руками, другие рулят одной рукой, третьи вовсе умудряются управлять машиной только с помощью пальцев. Возникает закономерный вопрос: как правильно крутить руль автомобиля?

Поскольку дорога – место повышенной опасности, то здесь не место невежественности и легкомыслию в вопросах вождения. Поэтому каждый, кто не полностью уверен в правильности выбранного метода вождения, должен еще раз изучить все приемы управления рулем.

Именно такой практический навык вождения должен стоять на первом месте.

Как держать руль?

Как правильно держать руль при вождении? Если вы ведете автомобиль по прямой, то держите руки на рулевом колесе в положении 9:15.

Для этого нужно представить, что руль — часы. Исходя из этого, положите вашу левую руку на цифру 9, а правую – на цифру 3 (или 15). Необходимо держаться за руль обеими руками.

Благодаря этому вы сможете контролировать машину, обеспечите легкую управляемость автомобиля и безопасность движения. Также вам будет удобнее пользоваться кнопками переключения на рулевом ободе и рычагами включения поворотников.

Если ваш автомобиль едет по асфальту, то большие пальцы должны быть над перегородками, если же он едет по грунтовой дороге, то пальцы следует положить на перегородку.

Помните, что руль следует держать достаточно крепко, чтобы должным образом контролировать машину. Однако впиваться в руль категорически не рекомендуется, даже во время крутых поворотов.

Держите его достаточно уверенно, но и не пережимайте, поскольку в противном случае руки очень быстро устанут.

Видео: Как правильно вращать руль автомобиля

Техника управления рулем

Во время движения на автомобиле часто приходится водителю сворачивать, обгонять другие машины, разворачиваться или перестраиваться в соседний ряд. Все эти маневры можно совершать по-разному, зависимо от угла поворота.

Руление перехватом

При большом угле поворота (от 90º и больше) следует воспользоваться способом перехвата рулевого колеса. Как правильно перехватывать руль:

  1. Примите на рулевом колесе исходное положение рук.
  2. Обеими руками плавно выкручивайте рулевой обод в левую сторону до тех пор, пока не прислонится левая рука к левому боку.
  3. В данный момент уберите левую руку с рулевого колеса, а правая пусть продолжает выворачивать его.
  4. Далее быстро перенесите левую руку сверху правой и возьмитесь за руль.
  5. Тогда, когда уже не будет удобно крутить руль правой рукой, ее надо переложить на верхнюю зону рулевого колеса.
  6. Затем следует действовать по следующей схеме: продолжать выворачивать рулевой обод, перехватывая его.
  7. Когда автомобиль возвратится к правильной траектории, сразу же следует его выровнять. Теперь нужно вертеть руль в правую сторону по такому же принципу.

Для того, чтобы свернуть направо, совершенно необязательно крутить рулевое колесо двумя руками. Для этого можно воспользоваться лишь одной левой кистью:

  1. Не касайтесь руля правой рукой.
  2. Левую кисть руки расположите немного выше середины рулевого круга, не сильно сжимая его, и начинайте не спеша поворачивать вправо.
  3. Тогда, когда рука уже не может повернуться, нужно сжать рулевое колесо кистью.
  4. Затем нужно выпрямить пальцы и развернуть их на 180º. Во время этого обопритесь ладонью в руль и продолжайте поворачивать его. Ваша задача состоит в том, чтобы вернуть руку в первоначальное положение.
  5. При необходимости можете повторить маневр.

Без отрыва рук

При небольшом угле поворота (до 45º) вам даже не придется менять положение своих рук на руле. Простейшая техника управления рулем подразумевает следующий алгоритм действий:

  1. На рулевом колесе примите исходное положение рук.
  2. Обгоняя или перестраиваясь в другой ряд, поверните рулевой обод в нужную сторону, при этом не отрывая от него рук.
  3. По завершению маневра следует вернуться в исходное положение, отпустить руль.

Преимущества данного метода в том, что вам не придется волноваться, что колеса встанут криво, а потом придется выравнивать автомобиль.

Однако данный метод не следует применять в тех случаях, когда при большом радиусе угла требуется совершить поворот или разворот.

Управление рулем с помощью одной руки

Во время движения часто появляются такие случаи, когда одну руку приходится отвлечь от вождения для решения какого-либо вопроса. К примеру, нужно включить или выключить магнитолу, печку, кондиционер и т. д.

Конечно же, такие действия необходимо минимизировать, а поиск необходимой вещицы в бардачке или важный разговор по мобильному лучше осуществлять после остановки движения.

Однако, к сожалению, от подобных манипуляций полностью отказаться не получится, поэтому важно научиться управлять рулевым кругом при помощи одной руки.

Для этого следует овладеть следующей техникой:

  1. Сожмите верхнюю часть руля левой кистью руки и ею контролируйте движение.
  2. При этом задействуйте правую руку в решении возникшего вопроса. После это возвратите обе руки в исходное положение.

Руление при езде задним ходом

Совершать движение на автомобиле задним ходом можно двумя способами: или повернув голову назад для хорошего обзора, либо внимательно следить с помощью зеркал заднего вида.

Первый вариант является самым распространенным и удобным, так как дает возможность вовремя заметить неожиданно появившегося пешехода или же другие возможные препятствия.

Куда крутить руль при движении задним ходом? Если придерживаться следующих основных правил, можно быстро овладеть этим важным навыком:

  1. В автомобилях с левосторонним управлением руля необходимо развернуться полубоком вправо и смотреть по направлению движения.
  2. Если автомобиль должен двигаться прямо или необходим поворот направо, то правой рукой лучше держаться за спинку переднего сиденья пассажира, а левой рукой держаться за руль для управления.
  3. Если, двигаясь на автомобиле назад, необходимо совершить поворот налево, то нужно развернуться на сиденье полубоком. Локоть левой руки при этом нужно положить на спинку сидения водителя, а управлять авто правой рукой.
Читать еще:  Как узнать процент скидки по ОСАГО

Что делать, если машину заносит?

Кроме всех недостатков наших дорог, в зимнее время движение по ним еще более усложнятся из-за снега, гололеда, что нередко может привести к заносу автомобиля. Занести авто может из-за любого неумелого или неосторожного действия на обледеневшей дороге.

В таких случаях более опасны машины с задним приводом, однако такой неприятный инцидент может произойти и с популярным в настоящее время переднеприводным автомобилем.

Если это произошло, то первое и самое важное, что не всем удается, — это сохранить спокойствие и не поддаться панике. А дальше, для того, чтобы вывести авто из заноса, необходимо осуществить следующие действия. Хорошо, если они отработаны в памяти до автоматизма.

Итак, куда крутить руль при заносе на переднем приводе? Для авто с передним приводом руль нужно поворачивать в сторону заноса и немного добавлять газ. Важно, чтобы водитель чувствовал занос.

Самое главное – это работать рулем, ни в коем случае не менять передачи, а также не давить на тормоз. Ручник дергать также запрещено, поскольку это только усилит занос, поэтому авто просто развернет и вы зацепите других участников движения.

В какую сторону крутить руль при заносе на заднем приводе? В этом случае также следует вращать руль в сторону заноса, отпустить газ, зависимо от скорости. Также запрещено менять передачу, не трогать сцепление, ручник и тормоз.

Для полного привода сложнее всего выйти из заноса, поэтому в большинстве случаев остается только ждать, пока авто не остановится сам. Единственное, что можно сделать — это слегка повернуть рулевой обод в сторону заноса и ни в коем случае не добавлять газ.

Параллельная парковка

Вопрос правильной парковки в городе заслуживает отдельного внимания, поскольку на учебной площадке просто невозможно сымитировать все ситуации, которые возникают в реальных условиях.

Чтобы не попадать в стрессовые ситуации в процессе вождения, старайтесь всегда находить место для парковки передом.

Также очень важно, чтобы каждый водитель был проинформирован о том, как крутить руль при параллельной парковке:

  1. Для начала поравняйтесь с машиной, которая располагается перед местом, в котором вы собираетесь припарковаться. Поставьте автомобиль в параллельное положение. При этом старайтесь сохранять дистанцию около 0,5 – 1 метр с этой машиной.
  2. Наметьте зону безопасного поворота. Чтобы сделать это, мысленно проведите линию от правого заднего колеса авто вверх. Достигнув этой отметки, смело начинайте поворот.
  3. Выполняйте движение задним ходом до тех пор, пока мысленная отметка не достигнет конца машины, припаркованной справа.
  4. Выкручивайте рулевое колесо вправо до упора. Двигайтесь на задней передаче вплоть до того, пока вы не увидите передний правый край от машины, что припаркована позади. Остановите автомобиль.
  5. Выкручивайте в исходное положение руль и продолжайте подавать назад до тех пор, пока не увидите заднюю часть авто, который припаркован впереди.
  6. Выкручивайте руль до упора влево. Продолжайте подавать назад, пока автомобиль не расположится параллельно бордюру.
  7. Выровняйте автомобиль. Поставьте его таким образом, чтобы он расположился на одинаковом расстоянии от машин, которые припаркованы и спереди, и сзади.

Помните: при движении задним ходом крайне важна видимость. Именно поэтому не устраивайте рядом с задним стеклом нагромождение вещей, поскольку это может стать помехой во время движения назад.

Рекомендации

  1. Во время движения на больших скоростях не держите возле спиц рулевого обода большие пальцы рук. Дело в том, что в случае попадания колес в небольшие ямки, руль резко дергается, а спицы способны выбить суставы пальцев.
  2. Ни в коем случае не отпускайте руль, поскольку он может самопроизвольно вернуться на место, постоянно придерживайте его.
  3. Вы можете тренироваться при помощи специальных приспособлений для управления рулем. Изготовьте тренажер самостоятельно или же купите его в автомагазине.
  4. Управляя автомобилем, постарайтесь не отвлекаться на внешние раздражители.
  5. Обучайтесь рулению и вождению на просторной площадке без каких-либо препятствий, а также на минимальных скоростях.
  6. При поворотах под маленьким углом не меняйте положение рук на рулевом ободе. Благодаря этому вы сможете быстро вернуть в первоначальное положение руль.
  7. Если необходимо повернуть рулевое колесо на несколько оборотов, выполняйте захваты руля в одинаковых местах. В результате этого вы будете вращать руль максимально легко, а также вам будет проще вернуть его в первоначальное положение.
  8. Не совмещайте процесс управления рулем с посторонними делами.
  9. Не держите руль одной рукой, при этом держа другой рычаг переключения передач. Подобную ситуацию часто можно наблюдать среди водителей с большим опытом вождения. Привычка держать руль таким методом приобретается со временем. Стоит признать, что опытные водители могут себе позволить такую манеру управления машиной, поскольку они научены жизнью правильно оценить ситуацию на дороге, поэтому смогут предвидеть появление многих опасных ситуаций. Однако новичок, который держит руль одной рукой, вполне может не успеть среагировать на возникшую опасность, а потому он обязан ухватиться за рулевое колесо обеими руками.

Итак, управлять рулем следует максимально правильно, поскольку именно от этого может зависеть жизнь — как ваша, так и других участников дорожного движения.

Правильный хват руля при вождении автомобиля

  • Правильный хват руля при вождении автомобиля
  • Правила держания руля
  • Исходное положение рук
  • Без отрыва кистей рук
  • Руление перехватом
  • Предварительный захват
  • Одной рукой
  • При движении задним ходом
  • Неправильный хват руля
  • Ответственность за неправильное расположение рук

В ходе вождения для шофёра-новичка важно учитывать каждую деталь, каждое движение. Мало кто задумывается над тем, как правильно держать руль при управлении ТС. Однако, с точки зрения безопасности, манёвренности и скорости реакции, этот вопрос является чрезвычайно важным. Узнайте из статьи, как нужно сидеть за рулём ТС, и как правильно обходиться с рулевым колесом.

  • Правила держания руля
    • Исходное положение рук
    • Без отрыва кистей рук
    • Руление перехватом
    • Предварительный захват
    • Одной рукой
    • При движении задним ходом
  • Неправильный хват руля
  • Ответственность за неправильное расположение рук

Правила держания руля

В процессе управления автомобилем водитель находится в состоянии повышенного напряжения. От его внимательности, правильного удобного расположения тела и рук, будет зависеть безопасность передвижения, скорость реакции на любые изменения дорожной ситуации.

Именно поэтому, непосредственно перед выездом из гаража, автовладелец должен придерживаться некоторых базовых правил:

  • отрегулировать сиденье;
  • установить в необходимую позицию зеркала;
  • убрать все отвлекающие предметы;
  • правильно установить руки на рулевом колесе.

И если выполнение первых трёх пунктов не вызывает у водителей-аматоров дополнительных вопросов, то с последним нередко появляются сомнения. Первые практические занятия, которые проводятся в автошколе, начинаются с изучения правильной постановки рук на баранке. Расположение верхних конечностей напрямую влияет на скорость реакции шофёра при осуществлении манёвра, а также на точность его выполнения, что, тем самым, определяет безопасность езды.

Исходное положение рук

Существует достаточно большое количество способов держания рулевой баранки, которые применяются автолюбителями при управлении ТС. Однако не все они являются безопасными и эффективными. В ходе учёбы инструкторы для лучшего ориентирования представляют руль ученикам в виде циферблата часов, при этом, время на условном циферблате именуют секторами.

Итак, следуя по аналогии с часами, нужно отметить самые распространённые позиции размещения рук на колесе:

  1. Кисти находятся вверху руля, на цифрах 11 и 1. Несмотря на то, что конечности в такой позе, по мнению шофёров, меньше подвергаются усталости, она усложняет процесс выполнения скоростного поворота на большую амплитуду без использования перехвата.
  2. Кисти располагаются снизу баранки, на числах 7 и 5. Подобная позиция блокирует движения шофёра, сводит вероятность осуществления мгновенного и амплитудного маневрирования к минимальному значению.
  3. Руки размещаются по разным секторам — одна сверху, на 2, другая — снизу, на 7. Такое положение является крайне опасным и не способно обеспечить безопасность осуществления манёвров.

Подобная техника езды, по мнению профессионалов, является максимально эффективной, неопасной и комфортной. Она обеспечивает наиболее оптимальное контролирование рулевого колеса, предоставляет возможность проводить манёвры быстро, поворачивать баранку в ту или иную сторону на максимальную амплитуду без перехватывания. К тому же, при такой позиции конечности автовладельца практически не устают.

Без отрыва кистей рук

Одним из неотъемлемых мероприятий, которое осуществляется в процессе передвижения, считается выполнение поворотов. В случае, если поворачивание руля делается по небольшой амплитуде, тогда шофёру для проведения манёвра, нет необходимости отрывать кисти от колеса.

Данная техника вождения считается самой простой и выполняется по такому алгоритму:

  1. Установить руки на первоначальной позиции, описанной выше.
  2. При осуществлении поворота, обгона или перестраивания на другую полосу, повернуть колесо, не отрывая кисти.
  3. Финишный этап — вернуть баранку в первоначальное положение, тем самым установить колёса в начальную позицию.

Руление перехватом

Выше отмечалось, что при поворотах с малым углом, водителю нет необходимости отрывать кисти от рулевого колеса. Если необходимо выполнить поворот направо, тогда рекомендуется все мероприятия проделать по аналогии.

Однако, если амплитуда при разворачивании баранки большая, следует практиковать руление с перехватом, которое проводят таким образом:

  1. Расположить кисти в первоначальную позицию.
  2. Медленно повернуть колёса влево. В то время, когда левая кисть прислонится к левой стороне, её убрать с руля.
  3. Правой кистью продолжить поворачивание баранки, одновременно с этим, перенести левую и расположить её сверху на правой.
  4. Во время, когда правой рукой выкручивать баранку становится некомфортно, перехватить руль поверх левой кисти.
  5. Повторять действия до того момента, пока амплитуда поворачивания шин станет удобной для того, чтобы осуществить манёвр.
  6. После выполнения необходимого дорожного манёвра вернуть колёса в первоначальную позицию, путём поворачивания в правую сторону, аналогичным образом только в обратном порядке.

Предварительный захват

Полезным навыком считается вождение с применением предварительного захвачивания рулевого колеса. Подобный приём используется с целью увеличения амплитуды поворачивания баранки без перехвата рук. При его проведении до начала поворота одна из конечностей смещается вдоль руля в сторону, которая является противоположной повороту. Таким образом спектр захвата существенно расширяется.

Примером предварительного захвата могут быть такие положения кистей (по методу циферблата):

  • при повороте в правую сторону — руки на 12 и 4;
  • во время поворачивания влево — на 8 и 12;
  • в ходе быстрого движения задним ходом — левая кисть смещается на 12, тем самым увеличивает угол обзора.
Читать еще:  5 способов, как не заснуть за рулем

Одной рукой

Методика управления одной рукой обычно новичками не практикуется из-за повышенной сложности. Подобный метод постановки конечностей даёт возможность осуществить разворот кисти на 180° и не потерять сцепления с рулевым колесом.

Однако для опытных водителей она вполне приемлема и даже имеет ряд преимуществ:

  • даёт возможность осуществлять несколько действий одновременно: водить авто, переключать передачи, включить ручной тормоз и т. п.;
  • повышает безопасность при перемещении задним ходом, поскольку увеличивает область видимости позади машины за счёт разворота туловища человека на 90°.

Руление одной рукой проводится вкруговую:

  1. Руку, которая будет управлять, расположить в первоначальную позицию на 12.
  2. После того, как рулевое колесо повернётся на цифры 8 или 4, в зависимости от требуемой стороны, перехватить обод баранки в нижней части путём переката руки через тыльную часть кисти.

При движении задним ходом

Одним из наиболее сложных автомобильных манёвров считается езда задним ходом. При осуществлении движения специалисты советуют для лучшей видимости дороги, повернуть голову назад и внимательно контролировать всё, что происходит. Зачастую, опытным шофёрам для контроля дорожной ситуации достаточно сориентироваться по зеркалам.

Для правильного маневрирования задним ходом нужно:

  1. Развернуть голову вправо, чтобы чётко видеть все предметы, расположенные позади.
  2. При осуществлении поворота в правую сторону, правую кисть держать на спинке соседнего кресла и рулить ТС посредством левой руки.
  3. При проведении поворота влево, развернуться в полуоборот в нужную сторону, правой рукой крутить баранку. Левую кисть нужно класть на спинку собственного сиденья.

Неправильный хват руля

Во время вождения автомобиля очень важно не делать лишних движений. Много суеты за рулём, неправильная постановка рук на рулевом колесе не допустимы, так как существенно усложняют процесс управления, приводят к наступлению усталости у водителя, что негативно сказывается на скорости его реакции и адекватности поведения в ходе образования непредвиденных ситуаций на дороге. Экспериментировать с хватом руля специалисты не советуют.

Наиболее небезопасными техниками вождения являются:

  • обхват колеса с внутренней стороны: подобная ситуация способна привести к тому, что руки в самый нужный момент могут соскользнуть;
  • хват баранки с прямым локтём или с локтём руки, расположенным на раме стекла. Такая ситуация считается опасной тем, что не даёт возможности выкрутить руль более чем на 45°;
  • управление одной рукой. Данной техникой могут пользоваться лишь профессионалы. В остальных случаях её лучше не практиковать, поскольку, во-первых, отсутствует жёсткая фиксация руля, а во-вторых, рулевая кисть не способна, при необходимости, быстро изменить траекторию колеса в обратную сторону;
  • хват исключительно с нижней или с верхней стороны баранки. При этом движения руками существенно сковываются, манёвр выполнения скоростного поворачивания усложняется.

Ответственность за неправильное расположение рук

Ответственность за неправильное расположение рук на руле, прежде всего, ложится на самого водителя. Каждый автовладелец должен понимать, что неверная позиция кистей может спровоцировать ряд нежелательных последствий.

Она:

  • значительно понижает скорость реакции человека;
  • приводит к тому, что быстро наступает усталость;
  • не даёт возможности оперативно и действенно осуществлять манёвры на дороге, в частности, обгоны, повороты, резкое торможение.

Платой в подобном случае может стать человеческое здоровье или даже жизнь. Один из первых уроков, который должен усвоить начинающий шофёр, касается правильного размещения рук на рулевом колесе. От этого будет во многом зависеть безопасность езды, а также успешность и точность выполнения автомобильных манёвров. Следует отработать навыки грамотного вождения до автоматизма, ведь только тогда можно чувствовать себя на трассе спокойно и уверенно.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Владение рулевым колесом как способ безопасного вождения

Правильное обращение с рулём — первостепенная задача всех начинающих водителей. Зная, как крутить руль, автомобилист сможет избежать большинства ошибок на дороге. Пренебрежение к этому этапу обучения ведёт за собой ряд негативных последствий.

Вращение рулевого колеса подразумевает под собой доведение движений руками до автоматизма, что позволит облегчить управление транспортным средством. Научиться крутить руль в домашних условиях можно при помощи тренажёра, созданного своими руками.

Правильное положение рук за рулём

Классификация движения рук:

  1. Движение рабочего типа — начинается с момента захвата руля и завершается в момент его отпускания.
  2. Движение холостого типа — подразумевает под собой момент между отпусканием руля и его последующим захватом.
  3. Отпускание и захват руля во время его вращения — рулевое колесо при этом не должно остановиться.

Ошибка новичков

Первые уроки вождения для начинающих автомобилистов крайне важны, но многие из них из-за чрезмерного волнения допускают ряд существенных ошибок. Одна из них — возвращение руля в крайнее исходное положение после прохождения поворота. Хотя управляющий механизм разработан таким образом, что руль всегда после подкручивания самостоятельно возвращается в положение, которое соответствует движению транспортного средства по прямой линии. Соответственно, помощь от водителя ему не требуется. Правильно крутить руль автомобиля в первую очередь, значит — уметь избегать ненужных движений руками.

Сам процесс вождения при этом не нарушается, но при возникновении критической ситуации нужно уметь адекватно координировать свои действия.

На видео — основные положения рук на руле:

Способы рулевого управления

Особенности руления различны, но в большинстве своём все они зависят от положения рук и скорости обращения.

Начальным расположением рук в любом случае считается горизонтальная позиция «9-3». Это обусловлено доступностью рычагов управления поворотниками и дворниками, которые находятся непосредственно под пальцами автомобилиста. Вообще, вся эргономика руля разработана именно под такое положение рук.

Три основных способа рулевого управления зависят от типа поворотов, которые, в свою очередь, подразделяются на плавные, средние и крутые. Крутить руль на поворотах гораздо сложнее, чем по прямой трассе. Только зная применимые в этом случае приёмы руления, можно войти в поворот без ущерба для водителя и машины.

Положение рук при повороте направо

Вхождение в плавный, с большим радиусом, скоростной поворот осуществляется двумя руками, без малейшего отрыва от руля. Руки при этом не смещаются, угол поворота сравнительно небольшой, приблизительно четверть руля. Максимальное смещение рулевого колеса в таком случае — 180˚. При совершении скоростного плавного поворота руль просто немного «наклоняется» в сторону совершения манёвра. Техника выполнения называется «толкание». Поворачивая влево, главенствующей рукой выступает правая, и наоборот. Ошибочным вариантом является поворачивание левой рукой налево.

На видео — как правильно рулить:

Повороты среднего уровня сложности сопровождаются изменением исходного положения руля на три четверти оборота. Такие поворотные участки считаются наиболее распространёнными. Без отрыва рук совершить манёвр в этой ситуации не удастся. А если что-то и получится, то выглядеть это будет весьма странно. Поэтому для преодоления поворотов такого типа разработана иная техника. Водитель должен расположить правую руку на руле в позиции на «6 часов». Только из нижнего положения проводится поворот в левую сторону. Это значительно увеличит угол вращения руля. Однако всё зависит от конкретной ситуации. Угол поворота должен быть таким, чтобы манёвр прошёл успешно.

Этот способ руления можно назвать универсальным и подходящим для большинства случаев. Он подходит как для левых, так и для правых поворотных участков. Главенствующая рука, как и в предыдущем случае, должна быть противоположной выполняемому повороту. Ей же проводится и возврат рулевого колеса в исходное положение. Незадействованная рука просто пропускает руль сквозь себя.

Отпускать руль не следует ни при каких обстоятельствах. Его резкое вращение считается грубым и недопустимым нарушением. Контроль управления — главная задача для автомобилиста, выполняемая в процессе всего движения до полной остановки.

Положение рук при повороте налево

При крутых поворотах (въезд-выезд во двор, разворот на 180˚) используется приём «Перехваты». При проведении манёвра надо быстро крутить руль до максимально возможного угла, то есть до его пограничного положения. Повернуть руль нужно за два движения руками и так же вернуть его в исходное положение. В конце проведения приёма руки водителя должны находиться на руле в позиции «9-3». Такое положение позволит продолжать движение авто в прямом направлении, разгоняться до определённой скорости и совершать обгон других транспортных средств в установленных для этого местах.

Руление одной рукой хоть и встречается довольно часто, но правильным не является. Такой приём возможен только при движении машины задним ходом, а также при постановке авто в гараж.

На видео — как надо и как не надо крутить руль:

Часто встречаются водители, у которых исходное положение рук на рулевом колесе находится в позиции «10-2». В недалёком прошлом это был наиболее верный вариант. Это актуально для моделей авто семидесятых, восьмидесятых годов прошлого столетия. Однако на сегодняшний день устройство современного руля таково, что положение «9-3» будет более верным.

Упражнение «Змейка» как способ научиться крутить руль

Упражнение «Змейка» отрабатывается на учебной площадке автошколы.

Главная ошибка при выполнении «Змейки» — медленная езда сопровождается медленным вращением рулевого колеса. Это категорически неправильно!

Крутить руль на «Змейке» надо очень быстро. Общая скорость передвижения при этом достаточно низкая. Соответственно, чем выше скоростной режим авто, тем спокойнее и плавнее движение рулём. Угол поворота руля также незначительный.

В результате обучения водитель отточит навыки передвижения при малых скоростях, получит достаточные знания о рулевом управлении, особенностях возвращения его в прямое положение. Также у автомобилиста сформируется понятие о «реакционности» «носа» транспортного средства. Его суть состоит в том, что при возвращении руля в исходное прямое положение из пограничного состояния, авто ещё некоторое время движется в направлении крутого поворота.

Удачно освоив упражнение «Змейка», водитель с лёгкостью преодолеет все остальные учебные участки на площадке автошколы.

На видео — прохождение упражнения «Змейка»:

Научиться правильно крутить руль автомобиля — обязанность каждого участника дорожного движения. Только адекватная реакция на острую, чрезвычайную ситуацию, отсутствие лишних движений и паники помогут избежать печальных последствий и вмятин на автомобиле. Даже спасённые пассажиры не избавят водителя от ремонта транспортного средства, а он, как известно, стоит немалых денег. Вождение автомобиля ассоциируется только с собственными силами и знаниями, пренебрегать которыми не стоит никогда!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector