Как правильно совершать разворот на перекрестке - АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Jeep-centre.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно совершать разворот на перекрестке

Правила разворота на перекрестке

Пересечение перекрестков всегда сопровождается условиями повышенной опасности, особенно в городе при плотном автомобильном потоке. На соединение дорог пристальное внимание обращают и инспектора ГИБДД, находя в действиях водителей ошибки и нарушения. Но и без перекрестков движение невозможно, а значит необходимо знать все подробности возможных маневров.

Данная статья будет посвящена повороту и развороту на перекрестке: как и когда их можно осуществлять, а когда маневр станет нарушением ПДД, причем в некоторых случаях настолько серьезным, что может последовать лишение водителя прав.

Можно ли разворачиваться на перекрестке?

Разворот на перекрестке разрешен, если его запрет прямо не следует из дорожных знаков, разметки или запрещающих сигналов регулируемого перекрестка.

Однако «разрешен» не означает «возможен при любых условиях». Именно способы выполнения разворотов и являются причинами возникновения претензий со стороны ДПС.

Чем перекресток отличается от пересечения проезжих частей?

Прежде чем перейти к способам правильных и ошибочных поворотов / разворотов, остановимся на определениях. Начнем с того, что понятия «перекресток» и «пересечение проезжих частей» могут не совпадать. Это крайне важно, т.к. ПДД в п.8.6 четко указывает на возможность поворота в пределах пересечения проезжих частей без выезда на полосу (полосы) встречного движения.

Понятие перекрестка дано в самом первом разделе ПДД и представлено в виде довольно сложной формулировки, включающей в себя «воображаемые линии», «закругления» и пр. Укажем лишь, что перекресток включает в себя все элементы маневрирования – подъездные, «карманы», разделительные и пр.

Желающие всегда могут найти полное описание непосредственно в ПДД, мы же для облегчения понимания ниже предоставим схематическое изображение. Еще отметим, что данный пункт правил прямо говорит, что выезды с прилегающих не являются перекрестками, а значит в данной статье не рассматриваются.

Проезжей частью названа часть дороги, по которой могут передвигаться безрельсовые ТС. Соответственно, пересечение проезжих частей является составной перекрестка, но может занимать значительно меньше места. Разворот же допустим именно внутри пересечения (прямоугольник на фото ниже).

Рис.1. Перекресток и пересечение проезжей части

На каких перекрестках запрещен разворот?

Нельзя разворачиваться, если с помощью знаков или разметки, установлен соответствующий запрет, либо движение разрешено только в стороны, не соответствующие направлению поворота / разворота.

Чаще для запрета разворота применяется знак 3.19 «Разворот запрещен» .

Если знак 3.19 устанавливает прямой запрет на действие, то не допустить разворот могут и разрешающие знаки, если они требуют осуществлять движение в направлениях, не соответствующих развороту. Например, знак 4.1.1 «Движение прямо» или знак 4.1.2 «Движение направо» , а также знак 4.1.4 «Прямо и направо» .

Очевидно, что все эти знаки не допускают движения в сторону разворота.

Кроме этого, пункт 8.11 ПДД запрещает развороты:

  • На «зебре» (пешеходном переходе).
  • На мостах (включая эстакады, путепроводы и т.п.).
  • В тоннелях.
  • На остановках общественного транспорта.
  • В случаях ограниченной видимости — менее 100 метров одной из сторон движения.

Разумеется, совершать маневр недопустимо и в случаях запрещающих сигналов светофоров и регулировщика.

Правила и техника выполнения разворота согласно ПДД

Рассматривается только технология разворота на перекрестке, полагая, что все другие нормы водителем уже выполнены по правилам: произведено перестроение в нужный ряд, включен «поворотник», пропущен транспорт, имеющий преимущество и т.д.

Главное правило разворота на перекрестке – машина не должна выезжать на полосу встречного движения, а фактическая траектория движения должна вписаться в зону пересечения проезжих частей.

Оптимальная траектория разворота

Это может быть и большой и малый радиус, если условия перекрестка, разметка, габариты ТС и пр. дадут возможность совершить маневр в пределах пересечения проезжих частей. Однако на перекрестках с разделительной полосой или при запрещающей разметке, продолженной на перекресток, разворот по малому радиусу может быть невозможен.

Рис. 2. Допустимый разворот по малому и большому радиусу

Рис. 3. Разворот на перекрестке с разделительной полосой

Рис. 4. Нарушение: не вписался в пределы пересечения проезжих частей – наезд на бровку.

Рис. 5. Нарушение: наезд на пешеходный переход.

Рис. 6. Нарушение: выезд на полосу встречного движения.

Можно ли развернуться, если стоит указатель «Поворот налево запрещен»?

Нередко водители путаются, считая запрет на поворот равнозначным запрету на разворот. Это не всегда так. Знак 3.18.2 не допускает поворот налево, но при этом не запрещает разворота.

Рис. 7. Схема разворота перекрестке

Разрешен ли разворот по малому радиусу?

Этот вопрос мы уже поверхностно затронули. Остановимся на нем чуть подробнее. Прямо запрещающих данный маневр норм не существует, что не мешает время от времени возникать конфликтам между ГИБДД и водителями.

Если разворот не запрещен разметкой или знаками, то маневр по малому радиусу возможен и не должен являться нарушением. Однако именно разворот по малому радиусу часто является причиной не вписывания траектории движения в рамки зоны пересечения проезжих полос, а значит заставит ТС выехать на полосу встречного движения.

Не будет нарушением и разворот по малому радиусу, если для него выделено специальное место, а маневр не приведет к выезду на встречку.

В случае спорных ситуаций, выписанные постановления необходимо обжаловать. Для этого прибегают к помощи автоюристов. О том, как проконсультироваться с адвокатом бесплатно , расскажем в конце данной статьи.

Как правильно развернуться на перекрестке? Схемы

Учитывая все вышеперечисленное, выведем несколько наиболее верных схем разворота на перекрестках, которые необходимо использовать и для сдачи экзаменов в ГИБДД, и в обычных условиях эксплуатации ТС.

Общие правила разворота применяются в любом случае, однако конкретный тип перекрестка может иметь свои дополнительные особенности.

На регулируемом перекрестке (со светофором)

Это наиболее простой вид перекрестка с точки зрения разворота. Если разворот не запрещен, то достаточно дождаться разрешенного сигнала светофора (регулировщика), пропустить транспорт, имеющий преимущество, и совершить маневр.

Читать еще:  Что вам нужно знать о системе зажигания?

Рис. 8 – На картинке показано как развернуться на регулированном перекрестке

Разворот на нерегулируемом перекрестке

Здесь уже больше сложностей, а значит больше возможностей для ошибок, как у водителей, так и у ДПС. Рассмотрим несколько расхожих ситуаций:

    На равнозначном перекрестке. Здесь главное не забывать о помехе справа — при равных условиях, транспорт, находящийся справа, имеет приоритет в движении. Пропустив его, можно начинать маневр.


На Т-образном перекрестке. Подчиняются общим правилам разворота и при отсутствии запретов допускают развороты для каждого из направлений. Особенностью могут являться ширина проезжей части – на узких дорогах разворот по малой траектории может быть невозможен.


С трамвайными путями. Если другого не установлено знаком или сигналом светофора, то приоритет всегда у рельсового транспорта. Из этого и стоит исходить при развороте на перекрестке с трамвайными путями.


С разделительной полосой. В данном случае многое зависит от типа разделительных полос и организации движения. Вспомним главное правило – при развороте нельзя оказаться на полосе встречного движения. Теперь посмотрим на схему:

Если горизонтально расположенная проезжая часть с односторонним движением, перемещающимся согласно схемы справа налево, то разворот возможен и по траектории 1, и по траектории 2.

Если одностороннее движение направлено в другую сторону (слева направо), то оба варианта недопустимы.

Наконец, если горизонтальный участок предполагает двустороннее движение, то допустима только траектория 2, т.е. первая предполагает движение по встречной полосе.

Наказание за нарушение разворота на дороге

Рассмотрим основные статьи КоАП РФ, по которым могут привлечь за нарушения правил разворота на перекрестке. Вернемся еще раз к этому рисунку:

Перед нами неправильный разворот по длинному радиусу, который привел к пересечению сплошной. Теперь схожая ситуация, но по маленькой траектории при разметке на перекрестке:

В чем существенная разница:

  • В первом случае (длинная траектория) пересечение сплошной состоялось перпендикулярно, что не дает возможности квалифицировать правонарушение как выезд на встречную полосу. Значит, будут применены положения ч.2 ст.12.16 КоАП – штраф от одной до полутора тысяч рублей.
  • Во втором случае (малый радиус) выезд на «встречку» очевиден, а значит могут быть применены санкции по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, предполагающей штраф в 5000 рублей или лишение прав до полугода.

Есть еще штраф по ч.2 ст.12.14 КоАП за движение задним ходом (в т.ч. на перекрестке). Размер его составляет 500 рублей , а применяется он наиболее часто в случаях, когда маневр разворота не позволил вписаться в пределы перекрестка за один раз, и водитель вынужден сдавать назад.

Более того, нередки случаи, когда водители, нарушая ч.4 ст.12.15 КоАП и обнаружив, что попали в поле зрение ГИБДД, специально сдают назад, чтобы переквалифицировать правонарушение на ч.2 ст.12.14, т.е. вместо лишения до полугода получить штраф 500 рублей.

Поворот налево и разворот на перекрёстке. Правила проезда

Если вы недавно сдали на права или же просто забыли ПДД, давайте освежим память и вспомним, какими пунктами ПДД нужно руководствоваться, совершая поворот налево и разворот на перекрёстке. Либо самостоятельно протестировать в онлайн- режиме билеты ПДД для экзаменационной подготовки к сдаче теории ПДД.

Учитывая то, что перекрёстки бывают разные, на каждом из них следует чётко понимать траектории разрешённого движения для проезда пересечений без нарушений правил дорожного движения. Иначе можно спровоцировать аварию или лишиться водительского удостоверения.

Поворот налево и разворот на перекрёстке

Самое главное правило при совершении поворотов и разворотов на перекрёстках — при выезде с пересечения проезжих частей ваш автомобиль не должен оказаться на полосе встречного движения. Чтобы понять это правило, нужно для начала разобраться, что такое пересечение проезжих частей.

На рисунке пунктирными линиями обозначены пересечения проезжих частей. Их на этом перекрёстке 4, потому что имеются разделительные полосы. Если бы разделительных полос на данном перекрёстке не было, здесь было бы только одно пересечение проезжих частей — область, объединяющая площади 1,2,3,4 на рисунке.

Разворот на перекрёстке

Чтобы совершить разворот на перекрёстке с разделительными полосами, нужно сначала занять крайнее левое положение. То есть не доезжая до области 1, занимаем крайний левый ряд (около разделительной полосы) и включаем поворотник.

Если вы начнёте разворачиваться по малому радиусу, тогда вы сразу же попадёте на площадь между областями 1 и 4 (где нарисована красная точка). Эта площадь уже не является пересечением проезжих частей, а значит вы окажетесь на полосе встречного движения — это нарушение и наказывается штрафом с лишением прав.

Чтобы не нарушая ПДД, правильно совершить разворот на указанном перекрёстке, нужно пересечь площадь 1 по прямой и остановиться в начале площади 2 (в её левом нижнем углу). Затем вы должны обязательно пропустить поток встречных автомобилей. Только после этого можно разворачиваться, последовательно пересекая площади 3 и 4.

Таким образом, после выезда с пересечений проезжих частей (после выезда из любой области — 1,2,3 или 4) вы не оказываетесь на полосе встречного движения, а следовательно не нарушаете данный пункт правил.

Поворот налево на перекрёстке


При повороте налево действуют такие же правила. Самое главное — не выезжайте на полосу встречного движения. На рисунке представлены траектории движения по перекрёстку при повороте для разъезда со встречным потоком автомобилей, поворачивающих также налево.

Для совершения поворота вы должны выехать на пересечение проезжих частей, не доезжая до центра перекрёстка, чтобы была возможность разъехаться со встречным потоком. Будьте внимательны — вы должны пропустить встречные авто, едущие прямо, а из-за встречных поворачивающих автомобилей их плохо видно. Обычно в таких случаях нужно дождаться, когда обзор откроется, убедиться, что встречных машин нет и совершить поворот.

Читать еще:  Как правильно написать апелляцию в суд образец

На практике бывает, что поворачивают из двух рядов сразу же, причём выезжают прямо на середину перекрёстка или даже дальше. Если вам создадут помеху, не поддавайтесь провокациям, действуйте согласно обстановке, но не выезжайте на встречную полосу.

Можно остановиться чуть раньше, а можно вообще не выезжать на перекрёсток, если там создался затор из автомобилей. Кстати, по правилам выезжать на такой перекрёсток нельзя. Нужно сначала убедиться, что движение рабочее и вы не создадите дополнительных помех, если выедите на пересечение.

Разворот на перекрёстке с трамвайными путями


ПДД, пункт 8.5, второй абзац. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю .

На рисунке мы видим, что знаками указаны полосы для движения на данном перекрёстке. Для поворота налево используется крайняя левая полоса. Она же используется для движения прямо. Значит по правилам нужно выполнять разворот из крайнего левого ряда, не заезжая на трамвайные пути.

При развороте вы должны убедиться, что нет трамвая попутного направления, а если он есть в левом зеркале заднего вида, то пропустить его. Затем вы должны пропустить трамваи встречного направления, поток встречных автомобилей и лишь потом развернуться.

Обратите внимание на траектории разворотов, указанных на рисунке. Здесь пересечение проезжих частей одно, поэтому можно совершить разворот по малому радиусу.

Разворот вне перекрёстка на дороге с трамвайными путями:

На практике в городе можно выполнять разворот с трамвайных путей попутного направления. При большом потоке машин, в этом случае освобождаются две полосы для движения и не создаётся затора. С другой стороны, это может создать помеху трамваю попутного направления, поэтому перед выездом на трамвайные пути обязательно убедитесь, что его поблизости нет. А то в городе можно часто наблюдать картину, когда трамвай стоит на перекрёстке и не может проехать из-за столпившихся на поворот машин, хотя он имеет приоритет и проехать должен первым.


Чтобы совершить разворот вне перекрёстка на дороге с трамвайными путями, нужно для начала убедиться в отсутствии трамваев попутного направления, посмотрев в зеркало заднего вида. Затем нужно выехать на трамвайные пути попутного направления, при необходимости остановиться, чтобы пропустить встречные трамваи и поток встречных автомобилей. Пропустив их и убедившись, что манёвр безопасен, можно смело разворачиваться, не нарушив ПДД.

Итак, мы с вами рассмотрели основные варианты разворотов и поворотов налево на перекрёстках с трамавайными путями и без них. В заключение приведу выдержку из правил дорожного движения про то, где разворот запрещён.

ПДД, пункт 8.11. Разворот запрещается:
— на пешеходных переходах;
— в тоннелях;
— на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
— на железнодорожных переездах;
— в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
— в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Не нарушайте ПДД и разворачивайтесь правильно, тогда минимален риск попасть в аварию, а также не за что вас оштрафовать. Всегда приятно соблюдать правила, ведь когда вы уверены на дороге, вы спокойны, а спокойствие и хладнокровие на дороге — очень важные вещи.

Правила разворота на Т-образном перекрестке

Пересечения дорог всегда вызывают у неопытных автомобилистов массу вопросов. При проезде перекрестков можно столкнуться с различными трудностями. Особенно тяжело совершать разворот на нерегулируемом пересечении дорог. В таких ситуациях трудно не только понять очередность проезда, но и определить траекторию движения. Однако, если посмотреть на это через Правила дорожного движения, можно быстро разобраться в правильности действий.

Если справа есть примыкающая дорога, то можно немного заехать на нее и совершить круговое движение. Если же дорога примыкает с левой стороны, нужно прижаться максимально близко вправо и после совершить разворот.

Т-образный перекресток. Первым делом нужно запомнить одно правило — разворот запрещен в тех местах, где установлен соответствующий знак. Во всех остальных случаях маневр допускается. Главное — успеть выполнить прием в одно действие, так как в зоне пересечения дорог запрещено передвигаться задним ходом. Следует действовать по алгоритму:

1) снизить скорость перед перекрестком;
2) оценить ситуацию на дороге;
3) мысленно начертить траекторию;
4) выполнить маневр.

Если справа есть примыкающая дорога, то можно немного заехать на нее и совершить круговое движение. Если же дорога примыкает с левой стороны, нужно прижаться максимально близко вправо и после совершить разворот.

Светофор. Перед перекрестком нужно занять крайнее левое положение. Как только будет включен разрешающий сигнал, нужно включить указатель поворота и выехать на середину пересечения. Если впереди тупик, то совершить разворот проще. Для этого нужно убедиться, что вы не создаете препятствий для автомобилистов на прилегающих дорогах. При развороте с прилегающей стороны нужно действовать максимально осторожно. Если автомобиль стоит перед перекрестком и у него включен левый поворотник, не все участники дорожного движения могут расценить действия правильно. Для многих такая ситуация укажет на то, что автомобиль собирается просто повернуть налево.

Нерегулируемый перекресток. Если Т-образный перекресток никем не регулируется, то разворачиваться на нем следует, опираясь на правило помехи справа. Водитель, которому нужно развернуться, должен пропустить все автомобили с правой стороны. При этом правило действует не только в начале, но и в конце разворота.

Выезд с главной дороги. Автомобиль может передвигаться по главной дороге, а разворачиваться на второстепенной. Приоритет при этом будет находиться на стороне того, кто на главной. Так как траектория движения идет по круговой линии, допускается выезд за пределы пересечения дорог. В таких обстоятельствах перед завершением разворота следует пропустить всех автомобилистов, которые передвигаются попутно по главной дороге. Кроме дорожных знаков нужно обращать внимание и на других участников движения. Например, согласно ПДД, трамвай нужно всегда пропускать. В некоторых ситуациях для совершения разворота нужно выезжать на примыкающую справа дорогу. Новички в таких обстоятельствах сначала включают правый, а затем левый поворотник. Подобные действия могут ввести в заблуждение других участников движения. При совершении разворота следует включать только левый поворотник.

Читать еще:  Как растаможить электромобиль в России

Итог. Разворот на перекрестке — один из самых опасных маневров. Новички не знают, какое положение на дороге следует занимать и как показывать другим участникам движения свои намерения.

Разворот

Поворот налево можно назвать «недоделанным» разворотом. При развороте мы немного недовернули руль, и получился поворот налево.

Разница между поворотом налево и разворотом заключается лишь в выходе из поворота. Вместо выхода налево нам надо выйти в разворот. Следовательно, все остальное, о чем говорилось выше относительно поворота налево, в полной мере применимо и к развороту. Подготовка к развороту, собственно разворот и выход из него должны осуществляться по тем же правилам (рис. 25).

Разворот является продолжением поворота налево.

Рис. 25. Разворот на перекрестке

«Что-то здесь не так!» – негромкий возглас сомневающегося читателя.

«Не видел я, чтобы на реальной дороге при развороте на перекрестке или в разрыве газона кто-то из водителей искал этот пресловутый центр!» – после недолгих раздумий могут сказать многие из вас.

Частично с Вами согласен. Но давайте сначала посмотрим на рисунки 26.

Рис. 26. Разворот по «неписаным» правилам: а) вне перекрестка; б) на перекрестке

Типичный пример разворота на широких дорогах с разделительным газоном (рис. 26 а) явно нарушает требование пункта 1.4 ПДД, где говорится о том, что на наших дорогах установлено правостороннее движение. На нижнем рисунке (рис. 26 б) разворот на перекрестке осуществляется с таким же нарушением!

Вот теперь слышу Ваши возражения значительно громче, чем раньше. «Да мы всегда так делали и будем делать!» – кричат «старички», «Мы видели – все так делают!» – вторят «старичкам» «новички», «А почему стрелки показаны зеленым цветом?» – все хором и ехидно.

Натиск выдержал, теперь пойдем по порядку.

Надеюсь, Вы заглянули в ПДД и убедились в том, что движение у нас разрешается только по правой стороне дороги. Причем это требование относится к любому участку дороги, что особенно важно учитывать при поворотах налево и разворотах (рис. 27).

Рис. 27. Правая сторона дорог на перекрестке

Следовательно, разворот в изображенных на рисунке 26 ситуациях, выполненный по правилам, должен выглядеть совсем по-другому (рис. 28 а и б).

Рис. 28. Разворот по «писаным» правилам: а) в разрыве разделительной полосы; б) на перекрестке

Почему же тогда в жизни все происходит наоборот?! Да потому, что зачастую мы чаще неосознанно, а иногда и сознательно совершаем неправильные поступки. Пешеходы во дворах прокладывают свою собственную тропу через газон, хотя рядом есть асфальтированная дорожка, на дорогах они перебегают проезжую часть в неположенном месте, да еще перед «носом» приближающегося транспорта, а водители в нарушение ПДД находят свои решения некоторых жизненных ситуаций. И все это называется: «. исходя из сложившихся местных условий. » (ну, прямо, как в телевизоре).

«Он там шутит, а нам как быть?» – мрачный вопрос «новичков».

Ответ будет оптимистическим. Если Вы уже начали овладевать теми секундами будущего, которые позволяют видеть развитие событий с некоторым опережением, то в большинстве случаев Вам удастся избежать не только аварийной ситуации, но и нарушения требований ПДД.

Есть и еще одна рекомендация. В тех случаях, когда обстановка на дороге Вам не совсем ясна, постарайтесь увидеть интересующий Вас перекресток или участок дороги, как бы с высоты шестого–восьмого этажа близлежащего дома.

Что это дает? Дает это многое! Если Вам удастся охватить взглядом все интересующее Вас пространство, то можно увидеть, например, то, что изображено на рисунках 29.

Рис. 29. Варианты разворота без нарушения ПДД: а) с дорожной разметкой; б) с боковым проездом; в) до выезда на пересечение проезжих частей

Можно увидеть дорожную разметку, которая определяет траекторию разворота в конкретном месте (рис. 29 а), или перекресток, вместо кажущегося места только для разворота (рис. 29 б). Можно увидеть, что разделительный газон заканчивается до перекрестка (рис. 29 б) и траектория разворота в этом случае не затронет пересечения проезжих частей.

Если явных подсказок на дороге Вы не нашли, то можно подумать и о том, что черные резиновые колеса других автомобилей уже оставили свои следы на асфальте, определяя тем самым принятую для этого места траекторию движения.

В то же время Вы должны понимать, что в случае аварии выявление виновника происшествия осуществляется по «писаным» законам, а не «. исходя из сложившихся местных условий. «

Мрачно стало, да? Ну что ж, «старичков» я не испугал, а «новичкам» советую первое время избегать разворотов как таковых и тем более на перекрестках. Всегда можно найти маршрут попроще, а разворотами в начале автомобильной жизни следует заниматься отдельно, в виде тренировок, часика этак в два ночи. И только много позже Вам будет дозволено ухмыляться так же, как ухмыляются «старички», читающие эти строки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector