Является ли мотоблок транспортным средством в России - АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Jeep-centre.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Является ли мотоблок транспортным средством в России

Является ли мотоблок транспортным средством в России

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 24-АД16-4 Суд отменил принятые по делу судебные акты о привлечении водителя транспортного средства к административной ответственности за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения и прекратил производство по делу, поскольку мотоблок не может быть признан транспортным средством

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,

рассмотрев жалобу Гагаузова С.М. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Майкопского района Республики Адыгея от 11 декабря 2015 г., решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 26 января 2016 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Адыгея от 22 марта 2016 г., вынесенные в отношении Гагаузова С.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Майкопского района Республики Адыгея от 11 декабря 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 26 января 2016 г. и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Адыгея от 22 марта 2016 г., Гагаузов С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Гагаузов С.М. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы Гагаузова С.М., прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее — Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Как усматривается из материалов дела, 19 сентября 2015 г. должностным лицом ГИБДД в отношении Гагаузова С.М. составлен протокол . об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 4).

Согласно данному протоколу 19 сентября 2015 г. в 18 часов 40 минут в районе д. 86 по ул. Ленина в ст. Курджипской Майкопского района Республики Адыгея Гагаузов С.М. управлял самоходным транспортным средством (мотоблоком) с признаками опьянения, отказался от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, после чего не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Гагаузова С.М. постановлением мирового судьи к административной ответственности по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышестоящие судебные инстанции с выводами мирового судьи о наличии в деянии Гагаузова С.М. состава данного административного правонарушения и принятым им решением согласились.

Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Исходя из положений пункта 2.3.2 Правил дорожного движения и диспозиции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, является водитель.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения, статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) водителем признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством); транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Механическим транспортным средством является транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

При этом в силу примечания к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Читать еще:  Как облегчить жизнь водителю зимой?

В соответствии с техническими характеристиками мотоблока «Нева» рабочий объем его двигателя превышает 50 кубических сантиметров, но в то же время максимальная скорость менее 50 километров в час.

Согласно пункту 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения», в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также Государственная инспекция) или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, должны быть зарегистрированы механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы.

Государственная регистрация на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт, а также прицепов к ним осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Согласно пункту 2 данного постановления регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют подразделения Государственной инспекции, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, — органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора).

Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом России 16 января 1995 г.

В соответствии с пунктом 1.4 указанных Правил государственной регистрации, учету в соответствии с данными Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами гостехнадзора установлен Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. N 796.

Согласно данным Правилам и Инструкции о порядке их применения, утвержденной Приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 г. N 807, под самоходными машинами понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (внедорожные мотосредства), тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не относящееся к автомототранспортным средствам.

Таким образом, к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, мотоблок не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к другим статьям главы 12 названного Кодекса, транспортным средством признано быть не может.

С учетом данного обстоятельства выводы судебных инстанций о том, что Гагаузов С.М., управляя мотоблоком, являлся водителем транспортного средства и соответственно субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованными признать нельзя.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 3 Майкопского района Республики Адыгея от 11 декабря 2015 г., решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 26 января 2016 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Адыгея от 22 марта 2016 г., вынесенные в отношении Гагаузова С.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу — прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

жалобу Гагаузова С.М. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка N 3 Майкопского района Республики Адыгея от 11 декабря 2015 г., решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 26 января 2016 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Адыгея от 22 марта 2016 г., вынесенные в отношении Гагаузова С.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Читать еще:  Новые правила штрафования за неправильную парковку

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской ФедерацииВ.П. Меркулов

Обзор документа

Гражданин, управлявший мотоблоком, был привлечен к административной ответственности за отказ пройти медосвидетельствование на состояние опьянения.

Однако Верховный Суд РФ счел, что состав правонарушения отсутствует.

Субъектом данного правонарушения является водитель — лицо, управляющее транспортным средством.

Между тем мотоблок не относится к транспортным средствам, подлежащим госрегистрации, и не является самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право. Он не может быть признан транспортным средством исходя из формулировки этого понятия, содержащейся в КоАП РФ.

Является ли мотоблок транспортным средством в России

Нововведение в законодательстве, о котором должен знать любой владелец сельхозтехники.

Теперь такая техника как мотоблок является, с некоторыми оговорками, транспортным средством, на которое необходимы соответственные документы и права управления, сообщает пресс-служба ГИБДД Минусинска.

С наступлением посевных работ и ведения земледельческого хозяйства участились случаи управления по дорогам общего пользования и населенным пунктам мотоблоками, а также участие их в дорожно-транспортных происшествиях с пострадавшими и с материальным ущербом. При этом лица, управляющие такими устройствами, зачастую не имеют навыков управления, не знают Правил дорожного движения, а при наступлении происшествия фактически не несут той значимой юридической ответственности за допущенные ими правонарушения, что порождает совершение новых происшествий с участием таких устройств.

До 2019 года понятие «мотоблок» не было закреплено ни в одном нормативно-правовом акте, вследствие чего управление таким средством подлежало юридической квалификации по статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

12.02.2019 года решением Коллегии Евразийской экономической комиссии за №25 «О классификации мотоблока (мотокультиватора) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» определено понятие мотоблока (мотокультиватора). Данный документ подписан его членами, в том числе Российской Федерацией и вступил в законную силу 17.03.2019 года.

Так, в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 22 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Коллегия Евразийской экономической комиссии решила, что мотоблок (мотокультиватор) представляет собой устройство с возможностью крепления навесного и(или) прицепного оборудования управляемое рядом идущим водителем при помощи рулевого устройства в виде двух рукояток, с одной ведущей осью, двигателем внутреннего сгорания, конструктивные особенности которого предусматривают возможность установки на ведущую ось рабочих органов (фрез) для обработки почвы или колес, имеющее тягово-спецное устройство, и(или) приспособления для крепления навесного оборудования, и шкив или вал отбора мощности, в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1и 6 классифицируется в субпозиции 8701 10 000 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 года №54, в редакции от 19.03.2019 года «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», вступившими в законную силу с 16.05.2019 года определена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в субпозиции 8701 10 000 0, в соответствии с которым мотоблок (мотокультиватор) относится к категории тракторы одноосные.

Всоответствии с изложенным, управление мотоблоком (мотокультиватором) по дорогам общего пользования в настоящее время надлежит квалифицировать по всем статьям главы 12 КоАП РФ, в том числе за управление без соответствующего водительского по статье 12.7 КоАП РФ, а также за управление в состоянии опьянения, с применением мер административного задержания транспортного средства в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ.

В случае, если мощность двигателя такого транспортного средства превышает рабочий объем свыше 50 куб см или максимальную конструктивную скорость (при любом двигателе) свыше 50 км/ч действия водителя подлежат дополнительной квалификации по статьям 12.1 – 12.3 КоАП РФ (управление транспортным средством, незарегистрированным в установленном порядке, без государственных регистрационных знаков, без регистрационных документов и т.д.).

На Среднем Урале возросло количество ДТП с участием водителей мотоблоков

Госавтоинспекция призывает сельских жителей не передвигаться на мотоблоках по дорогам общего пользования, в том числе, не садиться за руль такой техники в состоянии опьянения.

С начала сельскохозяйственного сезона в Свердловской области зарегистрировано 8 дорожно-транспортных происшествий с участием мотоблоков. В результате ДТП один человек погиб и еще трое, в том числе ребенок, получили травмы. И это при условии, что такая сельхозтехника как мотоблок или мотокультиватор не должна передвигаться по дорогам общего пользования. Несмотря на это, жители сельской местности пренебрегают безопасностью и используют мотоблоки для повседневных поездок. Нередко поездки совершаются в состоянии опьянения.

На автодороге «Тавда – Увал», произошло дорожно-транспортное происшествие с участием мотоблока под управлением мужчины 1974 года рождения и автомобилем ГАЗ под управлением мужчины 1975 года рождения. В результате дорожно-транспортного происшествия пассажир мотоблока – мужчина 1976 года рождения, госпитализирован в больницу города Тавды, где на следующий день скончался.

Сотрудниками полиции установлено, что водитель мотоблока, находясь в состоянии опьянения, не справился с управлением и допустил выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, где допустил столкновение с автобусом.

На 16 км автодороги «Талица-Бутка» водитель автомобиля ВАЗ-21150 — мужчина 1997 года рождения, не имея права на управление транспортным средством, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не обеспечил безопасную дистанцию, совершил наезд на движущий в попутном направлении мотоблок под управлением 35-летнего водителя. В результате ДТП травмы получили водитель и два пассажира – 35-летняя женщина и 15-летний подросток.

Читать еще:  Куплен автомобиль б/у. что менять сразу?

В настоящее время по фактам ДТП проводятся проверки.

Госавтоинспекция Свердловской области призывает садоводов и фермеров отказаться от участия мотоблоков в дорожном движении. Данный аппарат не предназначен для использования на дорогах общего пользования – об этом указано в руководстве по эксплуатации мотоблоков.

В законодательстве также не относят данную сельхозтехнику к категории транспортных средств. Соответственно для мотоблока не требуется оформление, подлежащее государственной регистрации в ГИБДД и прохождение техосмотра. На основании этого уже можно сделать вывод, что такая техника предназначена только для сельскохозяйственных работ в поле, саду, огороде или на ферме. Доставление такой техники к месту проведения работ с ее использованием должно осуществляться только с использованием транспортным средств, и ни в коем случае, не «своим ходом».

В противном случае, необходима регистрация самоходного механизма в органах Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства, оснащение его световой сигнализацией, знаком «Тихоходное транспортное средство», получение водителем удостоверения машиниста-тракториста и неукоснительное соблюдение ПДД при участии в дорожном движении.

В случае нахождения за рулем нетрезвого водителя сотрудники полиции составляют соответствующие административные материалы, по которым водитель будет лишен судом права управления транспортом всех категорий, которые у него открыты. При отсутствии водительского удостоверения водителю грозит административный арест.

Так, в Красноуфимском районе сотрудниками ГИБДД задержан водитель, который в ночное время двигался на мотоблоке, который не был оборудован световыми приборами для обозначения его на дороге. При этом, водитель перевозил металлическую конструкцию и пассажиров, создавая угрозу безопасности дорожного движения.

В ходе выяснения обстоятельств сотрудниками полиции установлено, что металлическая конструкция кустарного производства предназначена для занятий тяжелой атлетикой. Дорожные полицейские установили личность водителя – им оказался нигде не работающий местный житель 1984 г.р., который пояснил, что конструкцию ему разрешили забрать для занятий спортом.

Водительское удостоверения на право управления мотоблоком мужчина не получал, кроме этого у него имелись признаки алкогольного опьянения, что подтвердилось после проведенного освидетельствования. Теперь водителю грозит административный арест на срок до 15 суток или административный штраф в размере 30 тысяч рублей.

Законность присвоения металлической конструкции предстоит выяснить участковым уполномоченным полиции. Не исключено, что 36-летнему мужчине грозит и уголовная ответственность.

Суд запретил ездить пьяным на мотоблоке

«Вечером 8 августа 2021 года около дома N 5 на Центральной улице в с. Никольское Кадуйского района Вологодской области 63-летний Геннадий М., не имея права управления транспортными средствами, в состоянии алкогольного опьянения управлял мотоблоком без государственного регистрационного знака», — рассказывают в объединенной пресс-службе судов Вологодской области.

При рассмотрении дела пенсионер пояснил, что в тот день выпивал, вечером поехал на мотоблоке в магазин, что в полутора километрах от его дома, где его и задержали сотрудники ГИБДД. Дополнил, что водительских прав не имеет, транспортным средством мотоблок не считает. Сказать, что в его доводах совсем не было логики, конечно, неправильно. Однако поскольку это была пьяная логика, она автоматически оказалась вне закона.

«Мировой судья принял во внимание, что в соответствии с Правилами дорожного движения РФ, транспортным средством является устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, — пояснили в объединенной пресс-службе судов региона. — Под механическим транспортным средством понимается транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые тракторы и самоходные машины».

Изначально мотоблок и вправду не создавался для того, чтобы не нем ездить. Это не рабочая лошадка, а скорее, гордый буйвол, который не любит ходить под седлом. Тем не менее седлают нынче и буйволов: умельцы приноровились соединять мотоблок с тележкой.

Юристы подтверждают: еще не придуманы права для таких болидов. Однако на дороге гражданин, следующий верхом на двигателе, автоматически превращается в участника дорожного движения. Со всеми вытекающими последствиями. Это значит, что водитель обязан соблюдать правила, например, не превышать скорость. Хотя на мотоблоке получить такой штраф надо постараться: максимальная скорость тележки с двигателем, как правило, составляет 15-20 километров.

Теоретически инспектор ГАИ может поинтересоваться, знает ли водитель тележки ПДД. Подтвердить это можно, предъявив водительские права. Поскольку специальных прав для мотоблоков нет, эксперты рекомендуют брать с собой обычные права: на вождение автомобиля или мотоцикла, у кого что есть. И само собой, садиться нетрезвым на мотоблок — непозволительно. Иначе можно заехать прямиком в кутузку, как это сделал пенсионер из Вологодской области.

Вообще, золотое правило: пьяному надо держаться подальше от техники. От любой. И других пьяных надо отгонять: это обязанность человека с правами. В той же Вологодской области водитель экскаватора, 32-летний Евгений П., дал помахать ковшом на экскаваторе своему пьяному другу. Как-то вечером на базе выпивали вместе, другу захотелось поуправлять грозной машиной, экскаваторщик не отказал. Но вышла незадача: товарищ неудачно нажал на рычаг и повернулась платформа противовеса, которая зацепила несколько машин. В итоге суд лишил экскаваторщика на полтора года прав и оштрафовал на 30 тысяч рублей за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector