Когда нет нужного ключа: как выкрутить болт подручными средствами - АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Jeep-centre.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда нет нужного ключа: как выкрутить болт подручными средствами

Что делать, если под рукой нет гаечного ключа нужного размера?

Понадобилось срочно открутить гайку. Да, самой! Да, прямо сейчас. Нет, подождать мужа было… в принципе, конечно, можно. (И даже пришлось.) Но что я, гайку простую открутить не смогу, что ли? Не смогла! Нет, теорию про то, что это делается специальным ключом, я знаю. И даже знаю, где они хранятся. Но вот найти нужный по размеру не удалось. Зато теперь я знаю, что можно обойтись и без него. Правда, произвести впечатление на мужа своими теоретическими знаниями не удалось. Он меня, конечно, выслушал. При этом усмехался. А потом рассказал, как ещё можно было поступить с этой злополучной гайкой.

Скажу сразу. Мужчины, скорее всего, вы, дочитав до этого места, уже не просто усмехнулись. Отдыхайте, мужчина, найдите себе что-то более занимательное! Вам-то невдомёк, что женщинам иногда тоже приходится откручивать гайки. И если вы до сих пор не удосужились подсказать жене, как легко это сделать в ваше отсутствие, имейте в виду: она найдёт здесь подсказку. Ну а если у вас есть собственный способ, и вы готовы им поделиться, только «спасибо» скажем.

Болт вместо гаечного ключа: сделает даже женщина

Если гайка затянута довольно сильно и не удаётся сдвинуть её пальцами, нужны подручные инструменты.

Справка. Выполнить работу можно при помощи устройства, которое может крепко захватить крепёжную деталь и имеет длинную ручку.

Мужчины нередко заменяют гаечный ключ самодельным приспособлением, сделать которое несложно.
Для этого понадобится минимум деталей:

  • длинный и крепкий болт;
  • две гайки, которые подходят к выбранному болту по размеру.

Всё предельно просто. Одна гайка накручивается на всю длину болта, до его шляпки. Накручивать вторую нужно до тех пор, пока между ней и первой не останется определённого расстояния. Примерьте по той гайке, которую вам нужно открутить. Она должна плотно входить между двумя деталями. При необходимости это расстояние корректируют.

В результате получается самодельный аналог гаечного ключа. Выступающая длинная часть болта становится его ручкой. Поворачивая её так, как вы бы делали это ключом, вам удастся добиться необходимого результата.

Другие варианты замены

Самые разные подручные средства мужчины приспособили вместо привычного гаечного ключа.

Плоскогубцы

Просто и надёжно — проверено не раз. Пользоваться плоскогубцами неправильно — просто невозможно! Берётесь покрепче, и крутите!

Разводной ключ

Конечно, если в такой ситуации оказался мастер, у него вполне может оказаться разводной ключ.


Нужно будет только отрегулировать его так, чтобы откручиваемый крепёж был крепко обхвачен губками ключа.

Напильники

Справятся с работой и два напильника. Их полотна с одного края нужно надёжно закрепить проволокой, скотчем, подходящим по размеру кольцом и т. п.

После этого напильники размещают с двух сторон крепёжной детали. Делают это так, чтобы гайка была примерно посередине полотен. Держась за обе ручки напильника одновременно, начинают откручивать.

Важно! Иногда вместо напильников применяют столовые ножи. Технически ими действуют так же. Однако имейте в виду: острые режущие столовые приборы в неопытных руках могут быть опасны!

Небольшие тиски

Вариант, знакомый рукодельным умельцам, у которых найдутся маленькие тиски. Гайку закрепляют в тисках, а затем откручивают.

Совет. Вместо тисков можно использовать струбцину.

Штангенциркуль

Ещё один альтернативный вариант — штангенциркуль. Действуют им аналогично уже описанным вариантам.

Важно не забыть о собственной безопасности! Соскочив с крепёжной детали, штангенциркуль может стать причиной травмы.

Иногда мужчины рискуют выполнить необходимое действие даже при помощи крупных ножниц. Гайку они зажимают ручками ножниц.

Не думаем, что следует повторять эту операцию. Особенно если подобного опыта у вас нет и уверенности в выполнении процедуры вы не чувствуете.

Деревянная планка и капроновая лента

Не самый традиционный способ, но почему бы не попробовать, если ничего более подходящего нет под рукой.

Капроновую верёвку (понадобится не менее 15 см) покрепче завязывают посередине деревянной планки. Свободный край капрона начинают наматывать на гайку. Накручивают верёвку, пока она не закончится. Теперь откручивайте планку. Вместе с ней и капроном сдвинется с места и крепёж.

Молотки

Другой вариант для рук, привычных к инструментам. Понадобятся два молотка. С одного бока гайки держат один молоток. С противоположного легко постукивают другим. При этом двигаются по кругу, в направлении откручивания.

Когда нет нужного ключа: как выкрутить болт подручными средствами

Andrew Taylor (taylor.a), flickr.com CC BY

Крепежные детали в современной технике отличаются значительным разнообразием. Это и обычные шестигранные болты и гайки, винты с плоскими и крестообразными шлицами, звездочки Torx и многие другие. Особняком здесь стоят детали с внутренним шестигранником. Отвернуть их без подходящего инструмента довольно тяжело.

Впервые внутренний шестигранный шлиц был запатентован в 1936 году немецкой фирмой Bauer & Schaurte. В зарубежной технической литературе такие винты обычно упоминаются под торговой маркой Inbus (инбус). Это сокращение немецкой фразы Innensechskantschraube Bauer und Schaurte — винт с внутренним шестигранником фирмы Bauer & Schaurte.

Преимущества внутреннего шестигранника

Болты и винты с внутренним шестигранным шлицем имеют целый ряд преимуществ по сравнению с обычным крепежом. Во-первых, вокруг головки с таким шлицем не нужно оставлять место под крепежный инструмент. При этом можно полностью «утопить» винт в детали, что весьма удобно для всякого рода сливных пробок.

Во-вторых, передаваемый детали крутящий момент может быть почти в десять раз больше, чем у крепежа с крестообразным шлицем. Поэтому шлиц Inbus часто применяется в узлах, работающих под большой нагрузкой (металлообрабатывающие станки, дорожная техника). Это также позволяет использовать небольшие головки для винтов с большим диаметром стержня, что обеспечивает применение инструмента одного размера для обслуживания различных узлов. Это хорошо знают велосипедисты – для обслуживания велосипеда в пути достаточно одного шестигранного ключа.

В-третьих, при использовании подходящего качественного ключа сорвать насечки внутреннего шестигранника довольно сложно. Насечки почти не изнашиваются, крепеж можно использовать многократно, что важно для крепления различного рода смотровых лючков, требующих частого открывания-закрывания.

Читать еще:  Выбираем видеорегистратор для автомобиля

В-четвертых, ключ для внутреннего шестигранника простой и дешевый, по сравнению с рожковыми, накидными и торцевыми ключами наружных шестигранников.

И наконец, винты с внутренней шестигранной головкой значительно безопаснее, так как не имеют острых наружных граней, да и выглядят более эстетично.

Как открутить шестигранник без ключа?

Конечно, сейчас шестигранный ключ не является чем-то недоступным. В любом магазине или авторынке можно подобрать шестигранник любого размера. Но стоит ли покупать пусть и относительно дешевый ключ ради того, чтобы один-единственный раз открутить хитрый винт?

С такой проблемой часто сталкиваются автолюбители, решившие ремонтировать свой автомобиль самостоятельно. Внутренний шестигранник почти всегда имеет сливная пробка на коробке передач и часто – пробка в поддоне картера двигателя.

Домашний мастер может столкнуться с шестигранниками при ремонте смесителя для ванны или шарового крана – обычный крепеж там просто не умещается.

Причем во всех этих случаях размер шестигранника довольно приличный. Что делать? Поможет болт с обычной шестигранной головкой.

Головка болта вставляется в шестигранный шлиц и откручивается за стержень газовым ключом. Также можно навернуть на резьбу болта 3-4 гайки, хорошенько заклинить их друг за друга и откручивать обычным накидным ключом.

При отворачивании крутить надо за ближнюю к головке гайку, а при закручивании – наоборот, за дальнюю. Если шестигранник имеет нестандартный размер, то головку болта-ключа можно подточить напильником или на заточном станке.

Что делать, если шестигранник сорван?

Бывает, что попытки отвернуть винт с внутренним шестигранником подручными средствами или ключом немного неподходящего размера приводят к срыву граней. В этом случае тоже есть выход.

Если шестигранник небольшой, то в него можно забить звездочку TORX подходящего размера и выкрутить за нее. Если головка доступна, то стоит попробовать выкрутить винт пассатижами, газовым ключом или ручными тисочками.

При наличии места практически всегда помогает молоток и зубило. Зубило должно быть не очень острое, а наносить удары нужно по касательной в сторону откручивания. Кстати, проверьте, может быть, резьба на винте левая?

Для стальных болтов и винтов с внутренним шестигранником можно приварить к головке гайку, кусок арматуры или что-то похожее, за что болт можно вывернуть.

И помните, что один человек привернул – другой всегда открутить сможет.

А вот еще один способ выкручивания проблемных винтов с помощью гравера с отрезным кругом. Сделать такое можно и в большом масштабе, применив ножовку или болгарку.

Прикипел болт: шесть вариантов сдвинуть его с мертвой точки

Шесть способов открутить упрямый болт

Сколько было сказано про закисшие, неподатливые болты, сколько нервов было на них потрачено – не сосчитать! Иногда в откручивании упрямого болта или гайки помогал крепкий ключ и не менее крепкие выражения. Но когда силы иссякают, а словарный запас профессионального автослесаря подходит к концу, нужно прибегать к смекалке, она не подведет, если знать, что и как делать.

Смотрите также: Что сложнее: закрутить или открутить болт и почему?

Давайте пробежимся по шестерке самых действенных способов открутить болт, если обычный ключ уже не помогает. От простого к сложному. Поехали!

Но прежде немного юмора, исключительно по теме, из сериала «Теория большого взрыва»

МЕТОД № 1: дрель

Как это работает: можно использовать вместо шуруповерта, если последний не справляется с задачей. Скажем, ему просто не хватает мощности. Дрель явно будет помощнее. Зажимаем нужный бит в держатели сверла и, хорошенько надавив на инструмент, дабы контакт был максимальным, чтобы не слизать шлицы, нажимаем на заветную кнопку.

Почему это не сработало: плюс такого способа – удобство. Минус – мощности может не хватить, чтобы сорвать ржавчину с витков болта или гайки.

МЕТОД № 2: трещотка

Как это работает: крутящий момент инструмента зависит от длины рычага, к которому применяется усилие. Качественный (и дорогой) инструмент может иметь телескопическую ручку, которая поможет усилить момент и решить задачу.

Почему это не сработало: в особо сложных случаях можно легко свернуть головку болта. Этому может быть несколько причин:

1. Приложили слишком много усилий

2. Некачественный бит из Китая

3. Некачественный болт (слишком мягкий металл)

Как утверждают мастера, если «слизало» грани головки болта, можно попробовать усадить торцевой ключ при помощи молотка и довернуть упрямое крепежное изделие. Однако мы бы не стали так делать, ведь таким способом вы можете привести в негодность инструмент. Или окончательно уничтожить болт…

МЕТОД № 3: ножовка

Как это работает: если головка болта пришла в негодность, есть очень призрачный шанс, что вам еще удастся справиться более-менее подручными средствами. Можно ножовкой вырезать шлиц на головке болта и попробовать свернуть его отверткой. Отвертка должна быть с крупной ручкой для максимально возможного крутящего момента.

Почему это не сработало: шанс, что этот вариант поможет, – процентов 20. В остальных 80% случаев болт окончательно будет сорван. Ах, да, еще вариант подходит не для всех типов болтов. Если головка входит заподлицо с поверхностью, у вас ничего не получится.

МЕТОД № 4: нагрев (опасный метод!)

Как это работает: в принципе, головка (где больше металла) и стержень болта (где меньше металла) термически расширяются и охлаждаются с разной скоростью, что может стать подспорьем в откручивании. Кроме того, если болты были прикручены с использованием средства Loctite (синий фиксатор резьбовых соединений), жар от нагрева более 550 градусов растопит его и поможет сдвинуть дело с мертвой точки.

Почему это не сработало: вы можете спалить машину! Без шуток – можете! Лучше так не делать, просто отметили, что такой способ существует, но оставьте его для профессионалов.

МЕТОД № 5: ударный инструмент

Как это работает: ударная дрель выглядит как дрель обыкновенная, но она способна не только откручивать болты, но и работать в качестве ударного инструмента. В нашем случае ударное действие может ослабить коррозию, попавшую между витками краску и т. д.

Читать еще:  Топ-4 легендарных авто, которые не потеряли своей популярности

Почему это не сработало: этот метод был подслушан на одном гаражном форуме. Минус состоит в том, что шляпкам болтов во время ударных нагрузок может не поздоровиться и они придут в негодность. Обычно именно так и бывает.

МЕТОД № 6: устройство для извлечения сорванных болтов

Как это работает: экстрактор для выкручивания сломанных болтов – последний бастион на пути к победе. Штуковина полезная и действенная, если знать, как ей пользоваться. Есть разные типы экстракторов и различные технологии их применения. Пример: Экстрактор для выкручивания сломанных болтов

Почему это не сработало: нужны навыки.

Что делать, если испробовали все? Ехать в автосервис или вызывать мастера в гараж. Да, придется переплатить, но что тут поделаешь, если ситуация нестандартная. Опытный механик сможет вам помочь, например, таким способом (второй вариант в материале):

Карта, деньги, два ремня: подручные средства для ремонта автомобиля и как ими пользоваться

Далеко не каждый из нас занимается ремонтом своего автомобиля самостоятельно. Гораздо лучше отогнать машину в сервис, сдать её приёмщику и сесть на диванчик перед телевизором с чашкой кофе. Но иногда в некоторых из нас вдруг просыпается мужчина, который очень хочет покрутить что-нибудь своими руками. Руки начинают крутить, и в самый неподходящий момент выясняется, что не хватает какого-то инструмента, без которого сейчас весь процесс накроется медным тазом. Что делать? Боль, отчаяние, тоска в глазах. Но не стоит впадать в панику: десятилетия опыта гаражных умельцев приготовили нам интересные и вполне работоспособные лайфхаки, которые помогут исправить возникшую тяжёлую ситуацию.

Начнём с простого – с замены масла. Что делать, если вдруг не получается открутить масляный фильтр?

В сервисах всё понятно: там есть для них ключи, а в специализированных – ключи для тех фильтров, которые стоят на конкретных моделях. Чисто теоретически можно купить свой ключ, но если желание менять масло самостоятельно появляется реже, чем желание сесть на диету, эта трата себя не окупит. Поэтому фильтр будем учиться выкручивать подручными средствами.

Первое, что приходит на ум, – это, конечно, рука. Но срабатывает этот финт очень редко: свернуть фильтр одной левой сложно. И тогда начинает работать смекалка.

Самый простой способ известен, наверное, со времён появления обычных одноразовых фильтров. И эстетам он не подойдёт. Хотя, наверное, злой эстет пойдёт на всё. Итак, метод следующий: берем длинную мощную отвёртку и протыкаем фильтр насквозь. Дальше всё понятно: срываем фильтр с места, пользуясь рукояткой отвёртки как рычагом. Варварство, конечно, но результат приносит хороший. Для успешного выполнения трюка важны два фактора: масло не должно быть горячим (оно почти обязательно потечёт по отвёртке на руку) и протыкать надо обязательно насквозь. Если проткнуть фильтр только в одной стороны, его корпус из тонкой жестянки может порваться, что сильно усложнит задачу.

Если чувство прекрасного против такого метода бунтует, можно использовать другой способ, который назовём условно «метод ремня». Он заключается в следующем: если сделать петлю из хорошего кожаного ремня и затянуть её против часовой стрелки, то, потянув за свободный конец ремня, фильтр тоже можно сдвинуть с мертвой точки. Правда, если фильтр испачкан маслом, ремень на нём провернётся. Так что масло лучше оттереть, а для надёжности между ремнём и корпусом фильтра положить лист наждачки.

Многие скажут: а с кого это перепугу я буду держать в гараже кожаный ремень? Согласен, ему там не место. Поэтому вместо него можно взять любой ремень: например, привода ГРМ или привода навесных агрегатов. Разумеется, старый ремень, потому что новому может навредить масло, в котором он обязательно испачкается. А старый ремень тоже можно накинуть петлёй и провернуть всю эту операцию. В крайнем случае подойдет любая верёвка. С ней будет несколько сложнее: она скользить будет обязательно, поэтому без наждачки не обойтись.

Допустим, фильтр открутили. Что ещё может пойти не так? А можно, например, очень удивиться тому, что сливная гайка в поддоне не с обычной головкой, а с внутренним шести- или четырёхгранником. Что делать, если жизнь к такому повороту не готовила?

Ситуация с шестигранником теоретически проще. Достаточно подобрать болт с головкой, которая подходит по размеру шестигранника, накрутить на него гайки и вставить его головкой в шестигранник. Теперь остаётся взять обычный ключ и открутить оба болта за гайки.

Если кто-то собирается менять масло по фэншую (то есть, используя новый болт сливного отверстия), то вариантов масса: от пропиливания в головке ножовкой прорези для обычной отвёртки до довольно жёсткого забивания в шестигранную головку торкса или 12-лучевой биты. И то, и другое неплохо нарезает себе грани, за которые потом хорошо держится. Правда, поддон может быть настроен очень против такого метода, особенно пластиковый – пока вобьешь биту или торкс, он пять раз треснет.

С четырёхгранным болтом ситуация сложнее. Болт тут не поможет, так что или делать пропил, или откручивать газовым ключом. Ну или покупать четырёхгранник, но мы сегодня простыми путями не ходим.

И уж если речь зашла про откручивание чего-то без подходящего ключа, то на всякий случай напомним простой лайфхак для откручивания гайки рожковым ключом большего размера, чем нужен. Между губкой ключа и гайкой (или головкой болта) можно вставить подходящую по толщине монетку или несколько монеток. Так можно, например, открутить клемму аккумулятора ключом на 15, хотя нужен ключ на 14 или 13.

Кстати, если резьбовое соединение прикипело сильно и WD40 не помогает, то по нему можно постучать ударной дрелью или перфоратором. А если гайку не жалко, то её можно срезать ударной отвёрткой в перфораторе. Это такой способ молотка и зубила для техногиков, у которых под рукой есть электроинструмент и нет желания лупить молотком по зубилу. Теперь вернёмся к нашему ТО.

Других сложных операций при замене масла нет. Воронку каждый может сделать из пустой бутылки, а если хочется немного страданий, то масло можно залить точно в горловину и без воронки – по щупу. Для этого его придётся лить на щуп тонкой струйкой. Способ долгий, и больше он подходит для доливки, когда не хватает граммов 200-300. Четыре литра лить, конечно, получается слишком долго и нудно. Зато мотор остаётся чистым.

Читать еще:  Как распознать утопленное авто

Следующая операция, которую особо продвинутые автомобилисты иногда ходят провести сами, – это замена приводных ремней и ремня ГРМ. И многие знают, что тот же ремень иногда трудно натянуть одной парой рук. Особенно если он длинный и проходит по множеству роликов или шкивов. Тут могут выручить обычные пластиковые стяжки для проводов. Такой стяжкой иногда удобно закрепить ремень на одном из шкивов (если в нём есть отверстия, через которые можно пропустить стяжку), после чего ремень слетать уже не будет. Главное, потом не забыть эту стяжку срезать.

Ещё одна хитрость гаражных умельцев – это замена ремня ГРМ без поиска и выставления меток фаз. Для этого старый ремень сначала разрезают пополам вдоль, затем снимают одну половину. На освободившуюся часть шкивов и роликов надевают новый ремень, потом разрезают вторую половину старого ремня и передвигают новый ремень до конца на своё место. Чисто теоретически такой способ работает, но я бы очень рекомендовал всё-таки проверять метки – последствия неудачи при замене ремня таким способом могут быть печальными вплоть до встречи клапанов с поршнями.

И последний момент про разборку автомобиля: часто в этом процессе помогают карты. Не игральные, а банковские или скидочные. Ими удобно пользоваться вместо отвёртки или ножа при разборке пластиковых деталей салона, которые было бы очень жалко поцарапать. Старой банковской карточкой пластик испортить трудно, так что можно ковырять ей салон смело. А если её грань окажется слишком толстой, не обязательно сразу вместо неё брать нож: карточку можно заточить. Причём не обязательно тереть её бруском или напильником – она отлично точится обычной ножеточкой.

Немного точных инструментов, электрики и диагностики

Часто многие переживают из-за отсутствия под рукой динамометрического ключа. А ведь иногда он действительно не помешает, особенно если собственную силу оценить не можешь, а перетянуть болты хуже, чем их не дотянуть. В качестве примера могу привести болты клапанной крышки. Обычно там момент затяжки небольшой – около 10-15 Нм. И если затянуть болты сильнее положенного, то легко передавить или перекосить прокладку крышки. Она будет потеть – масло «погонит» через прокладку на блок. Так как найти нужный момент?

А тут помогут обычные пружинные весы (которые в народе иногда называют безменом). Ну а дальше всё понятно. 1 Нм – это сто граммов на рычаге длиной один метр. То есть, если нам нужен момент затяжки в 10 Нм, то на ключ надеваем трубу-удлинитель, отмеряем от болта метр и находим ту точку, в которой нужно приложить усилие весами, равное одному килограмму. Главное – тянуть за безмен под прямым углом. Способ достаточно точный, а возникающая погрешность не слишком велика и вреда не причинит. И уж точно не наделает столько бед, сколько смогут натворить затянутый со всей дури болт, раздавленная прокладка или сорванная резьба болта клапанной крышки. Впрочем, таким способом можно затягивать всё что угодно. Даже свечи зажигания. Момент затяжки 14-миллиметровых свечей обычно колеблется в пределах 25-30 Нм, то есть метровую трубу надо будет тянуть до тех пор, пока безмен не покажет 2,5-3 кг.

Теперь хотелось бы сказать пару слов о том, как подручные материалы могут выручить при ремонте электрики. Наверное, нет смысла рассказывать о пробнике с лампочкой: к современному автомобилю иногда стыдно подходить с мультиметром, так что лампочка – это уж совсем прошлый век. Поэтому расскажу о вечном – о синей изоленте. Как известно, с её помощью можно отремонтировать всё, что не получилось сделать проволокой. Но иногда она нужна именно для изоляции провода (обычно – скрутки), и именно в этот момент она заканчивается. Что делать? Поможет пробка от пластиковой бутылки. Если её немного расплавить обычной зажигалкой и хорошенько намазать расплавленной пластмассой место скрутки, получится неплохая изоляция. Не на века, конечно (лучше использовать термоусадочную трубку или хотя бы ту же изоленту), но как временная мера – очень даже ничего. В принципе, подойдёт любая пластмасса, но крышка от «полторашки» почему-то находится быстрее всего.

Всё дело в кривизне рук

Должен заметить, что гаражные самодельные приспособления – это вид искусства, который ограничен финансами и радиусом кривизны рук. Чего только не делают люди! Даже пневматические домкраты из пластиковых канализационных труб. А уж про всякие съёмники, прессы из домкратов и прочие мини эстакады и обратные молотки из амортизаторов и говорить не приходится. Но всё это требует как минимум сварочного аппарата и вряд ли пригодится обычному автолюбителю.

Другое дело – обрезать пластиковую бутылку и приклеить на её дно магнит. И детали крепежа не потеряются, и с капота машины такой девайс сам по себе не слетит. Просто гениально, как говорит нам один автопроизводитель, видимо, проводя некоторые параллели. Вот такое творчество особенно ценно: оно доступно всем и здорово упрощает жизнь при мелком самостоятельном ремонте. И на такие изобретения фантазии у нашего народа хватает. Хотя это тоже не предел.

У нас даже придумали, как заменить колесо без домкрата, причём прямо на дороге. Достаточно максимально быстро накачать дырявое колесо, поставить под рычаг кирпичи, спустить колесо, снять его и поставить ненакаченную запаску. Потом её накачать и вытащить кирпичи. И это тоже гениально. Наверняка у многих из вас есть такие же секреты. Поделитесь?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector